Крейсера проекта 68-бис
Крейсера проекта 68-бис, по классификации НАТО — класса «Свердлов». Одни из первых послевоенных проектов и последняя серия чисто артиллерийских крейсеров в СССР. Могут нести дежурство и вести боевые действия как вблизи побережья, так и в открытом море.
Основные тактико-технические элементы
Размеры
Наибольшая длина — 209,98 метров Наибольшая ширина — 22 метра Осадка габ. — 7,3 метра Водоизмещение: стандартное — 13230 тонн полное — 16340 тонн Скорость и запас хода Полная — 33 узла (более 59 км/ч) Оперативно-экономическая — 18 узлов (более 33 км/ч) Запас хода — 9000 миль Дальность плавания, миль (при скорости, узлов): 9000 (16) 8700 (18) Автономность — 30 суток Экипаж 1270 человек (в том числе 71 офицер) Энергетическая установка Котлотурбинная энергетическая установка, в состав которой входят: шесть главных паровых котлов; две главных паровые турбины; пять турбогенераторов.
Общая мощность — 118 100 л.с. (86 800 кВт).
Броня
Бортовая — 100 мм Носового траверза — 120 мм Кормового — 100 мм Нижняя палуба — 50 мм
Вооружение
Артиллерийское: 12 (4×3) × 152-мм (орудия Б-38 в башенных установках МК-5бис) 12 (6×2) × 100-мм (СМ 5 — 1- бис) Зенитное ракетное: 24 (12×2) × 37-мм (МЗА В-11) 8 (4×2) × 30-мм (МЗА АК-230) Торпедное 2 × 5 — 533-мм (ПТА-53-68). Мины (может нести мины вперегруз на верхней палубе) 132 (обр. 1908 г.) / 76 (обр.1926 г.) / 68 (КБ «Краб»)
Радиотехническое вооружение
БИУС — «Звено» РЛС общего обнаружения: «Гюйс-2» или МР-500 «Кливер» (Big Net) или «Киль» РЛС обнаружения НЦ — «Риф» ГАС — «Тамир-5Н» РЛС управления огнем: 2 × «Залп» для АУ ГК 2 радиодальномера Штаг-Б 2 × «Якорь-М» (в составе СПН-500) для универсальных АУ «Заря» для ТА
командно-дальномерные посты: 2 × КДП2-8-III для артиллерии ГК 2 × СПН-500 для универсальных АУ
теплопеленгаторная станция — «Солнце-1» РЛС госопознавания — «Факел-МО / МЗ»
История
Разработка шла около 15 лет на основе крейсера «Серии 68-k Чапаев». Впервые на этом проекте использован цельносварный корпус из низколегированной стали (вместо клёпаного), что привело к повышению технологичности постройки и снижению экономических затрат.
Для защиты важных частей корабля от артиллерии противника использовалась в основном гомогенная броня, конструктивно сформированная из палубного (броневая — нижняя палуба), бортового и траверзного бронирования. Было применено традиционное общее и местное бронирование: противоснарядное — цитадель, башни главного калибра, боевая рубка; противоосколочное и противопульное — боевые посты верхней палубы и надстроек.
Конструктивная подводная защита от воздействия торпедного и минного оружия противника включала в себя двойное дно корпуса (протяженность до 154 м), систему бортовых отсеков (для хранения жидких грузов) и продольных переборок, а также 23 главных водонепроницаемых автономных отсека корпуса, сформированных поперечными герметичными переборками. В общей и местной прочности корабля немалую роль играла и смешанная система набора корпуса — преимущественно продольная — в средней части и поперечная — в его носовой и кормовой оконечностях.
Расположение служебных и жилых помещений практически не отличалось от принятого на крейсерах «Серии 68-k Чапаев».
К середине 50-х годов из запланированных 25 единиц пр. «68-бис Свердлов» флот пополнили лишь 14 крейсеров данного проекта, ставшие после списания линкоров типа «Петропавловск» основными кораблями в ядре надводных сил ВМФ. К настоящему моменту 13 крейсеров проекта отправлены на слом.
Один из крейсеров этой серии, купленный Турцией на лом, был использован ВМС США в качестве мишени на учениях, но в результате торпедного обстрела корабль, благодаря бронированному корпусу, потопить так и не удалось. От среза передней башни главного калибра до среза задней башни главного калибра корпус корабля имел бронированный пояс от 0,5 м выше ватерлинии до киля толщиной 100 мм, пояс был интегрирован в силовую структуру корпуса крейсера, что вкупе с 16 герметичными отсеками делали его очень живучим во время торпедной атаки.
Корабли
Модификации
68-бис — базовый проект с артиллерийским вооружением (1952) 67-ЭП — на одном корабле в опытном порядке установлен ПКРК КСС «Стрела» (1955) 67-СИ — проект переоборудования пр.67-ЭП для совместных испытаний ПКРК КСС «Стрела» (1956) 67-бис — проект переоборудования крейсеров с установкой ПКРК П-6 (1957) 71 — проект оснащения крейсеров ЗРК ДД «Волхов» вместо части артвооружения (1957) 70 — проект переоборудования в крейсеры ПВО с установкой ЗРК ДД «Волхов» (1957) 70-Э — на одном корабле в опытном порядке установлен ЗРК «Волхов» (1958) 64 — проект оснащения крейсеров управляемыми ракетами взамен артвооружения (1958) 68-А — усилено зенитное вооружение (30-мм ЗАК АК-230), новое РЭВ (на трёх кораблях в начале 1970-х) 68-У1 / У2 — крейсеры управления с новым РЭВ, установлен ЗРК СО «Оса-М» (1966—1972) 68-бис-ЗиФ — на семи строящихся кораблях была усилена артиллерия, увеличено водоизмещение (недостроен) Вступили в строй «Свердлов» «Дзержинский» «Орджоникидзе» «Жданов» «Александр Невский» «Адмирал Нахимов» «Адмирал Ушаков» «Адмирал Лазарев» «Александр Суворов» «Адмирал Сенявин» «Молотовск» («Октябрьская революция») «Михаил Кутузов» «Дмитрий Пожарский» «Мурманск»
Строительство прекращено
«Щербаков» Заводской номер: 627. июнь 1951 года — заложен на ССЗ № 194 («Завод им. А. Марти», Ленинград). 31 августа 1951 года — зачислен в списки ВМФ. 17 марта 1954 года — спущен на воду. 2 сентября 1959 года — снят со строительства при технической готовности 80,6 % и исключен из состава ВМФ.
«Адмирал Корнилов» Заводской номер: 395. 31 августа 1951 года — зачислен в списки ВМФ. 16 ноября 1951 года — заложен на ССЗ № 444 («Завод им. А. Марти», Николаев). 17 марта 1954 года — спущен на воду. 2 сентября 1959 года — снят со строительства при технической готовности 70,1 % и исключен из состава ВМФ.
«Кронштадт» Заводской номер: 453. апрель 1953 года — заложен на ССЗ № 189 («Завод им. С. Орджоникидзе», Ленинград). 25 сентября 1953 года — зачислен в списки ВМФ. 11 сентября 1954 года — спущен на воду. 2 сентября 1959 года — снят со строительства при технической готовности 84,2 % и исключен из состава ВМФ.
«Таллин» Заводской номер: 454. 28 сентября 1953 года — заложен на ССЗ № 189 («Завод им. С. Орджоникидзе», Ленинград). 25 августа 1953 года — зачислен в списки ВМФ. 28 мая 1955 года — спущен на воду. 2 сентября 1959 года — снят со строительства при технической готовности 70,3 % и исключен из состава ВМФ.
«Варяг» Заводской номер: 460. 5 февраля 1954 года — заложен на ССЗ № 189 («Завод им. С. Орджоникидзе», Ленинград). 5 февраля 1954 года — зачислен в списки ВМФ. 5 июня 1956 года — спущен на воду. 2 сентября 1959 года — снят со строительства при технической готовности 40 % и исключен из состава ВМФ.
«Козьма Минин» («Архангельск») Заводской номер: 628, затем 303. 31 августа 1951 года — зачислен в списки ВМФ. июнь 1952 года — заложен на ССЗ № 194 («Завод им. А. Марти», Ленинград). 25 сентября 1953 года — присвоено новое наименование «Архангельск». осень 1953 года — спущен на воду и отбуксирован на понтонах на ССЗ № 402 («Северное машиностроительное предприятие», Северодвинск). 2 сентября 1959 года — снят со строительства при технической готовности 68,1 % и исключен из состава ВМФ.
«Дмитрий Донской» («Владивосток») Заводской номер: 629, затем 304. 31 августа 1951 года — зачислен в списки ВМФ. апрель 1953 года — заложен на ССЗ № 194 («Завод им. А. Марти», Ленинград). 25 сентября 1953 года — присвоено новое наименование «Владивосток». осень 1953 года — спущен на воду и отбуксирован на понтонах на ССЗ № 402 («Северное машиностроительное предприятие», Северодвинск). 2 сентября 1959 года — снят со строительства при технической готовности 28,8 % и исключен из состава ВМФ.
Другие
Кроме того, намечались к постройке легкие крейсеры с заводскими номерами 631 (завод № 194) и 396 (завод № 444) идентичные крейсеру с номером 408 («Свердлов»), но заказы на них были аннулированы.
Основная информация Тип лёгкий крейсер Государство флага СССР Параметры Водоизмещение 16 600 — 17 890 тонн Длина 210 м Ширина 22,8 м Осадка 7,3 м Технические данные Силовая установка Двухвальная, два турбозубчатых агрегата, тип ТВ-7 Мощность суммарная максимальная проектная мощность на полном переднем ходу 124100 л. с., на заднем — 27000 л. с. Скорость 32 узла Автономность плавания 9 000 миль Экипаж 1 200 человек Вооружение Артиллерия 8 × 30-мм артустановок МЗА АК-230 24 × 37-мм артустановок МЗА В-11 12 × 100-мм универсальных орудий 12 × 152-мм (4 трехорудийные башни МК-5бис); Торпедно-минное вооружение 2×5 трубных 533-мм торпедных аппарата; мины Зенитное вооружение ЗРК «Оса»
|