Меню
"
     Мини-чат
200
     Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 107
     Книга

     Часы

Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б»

Подводные лодки проекта 971 «Щу́ка-Б» (обозначение НАТО — «Akula») — серия советских многоцелевых атомных подводных лодок третьего поколения, спроектированных по тому же техническому заданию, что и титановые лодки проекта 945 «Барракуда», но со стальным корпусом. Построенные в 1983—2004 годах «Щуки-Б» стали основным типом многоцелевых атомных субмарин в российском флоте, придя на смену устаревшим лодкам проекта 671РТМК «Щука».


История создания

Решение о разработке массовой серии многоцелевых субмарин третьего поколения было принято в июле 1976 года. Проектированием лодки занималось СКБ-143 «Малахит». До 1997 года работами руководил главный конструктор Г. Н. Чернышёв, после его смерти — Ю. И. Фарафонтов. Техническое задание было оставлено таким же, как у проекта 945 «Барракуда», работы «Малахита», и проектирование велось на его основе, поэтому работы над этапом эскизного проектирования не проводились. В отличие от «Барракуды» корпус лодки предполагалось выполнять не из титана, а из маломагнитной стали. С таким предложением выступили кораблестроители из Комсомольска-на-Амуре. Это требование было обусловлено как дефицитом и дороговизной титана, так и трудностями в работе с ним, которые могло преодолеть только одно российское предприятие, «Севмаш», мощностей которого было явно недостаточно для строительства крупной серии в достаточно короткие сроки. В то же время, замена титана сталью позволяла использовать возросшие мощности дальневосточных заводов. 13 сентября 1977 года технический проект был утверждён, однако в связи со строительством в США подводных лодок нового типа «Лос-Анджелес» с гидроакустическими комплексами нового поколения, «Щуку-Б» отправили на доработку.

Усовершенствованный проект был готов к 1980 году. Первая часть серии строилась в Комсомольске-на-Амуре, что весьма необычно, ведь в строительстве подводного флота, за исключением проекта 659, который строился только на Дальнем Востоке, тихоокеанским верфям отводилась всегда ведомая роль.

В начале 1980-х годов Советский Союз закупил у японской компании «Toshiba» партию высокоточных металлорежущих станков, которые позволяли применять новые технологии при обработке гребных винтов, что резко снижало шумность субмарин. Сделка была секретной, но информация о ней попала в мировую прессу. В результате, США ввели экономические санкции против компании.

Лодки проекта 971 получили в странах НАТО кодовое имя «Akula». Позднее проект несколько раз усовершенствовался, и лодки, построенные по изменённым проектам, получили на западе кодовые названия «Improved Akula» (русск. «Улучшенная Акула»), проект 971М соответствует обозначению «Akula-II». Последнюю из построенных лодок, К-335 «Гепард», воплощение последних технических достижений, на Западе называют «Akula-III».


Корпус

Проект 971 имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус выполнен из высококачественной легированной стали с σт = 1 000 МПа (10 000 кгс/см²). Для упрощения монтажа оборудования, лодка спроектирована с использованием зональных блоков, что позволило перенести значительный объём работ из стеснённых условий отсеков подлодки непосредственно в цех. После завершения монтажа зональный блок «закатывается» в корпус лодки и подсоединяется к магистральным кабелям и трубопроводам корабельных систем. Используется двухкаскадная система амортизации: все механизмы размещены на амортизированных фундаментах, кроме того каждый зональный блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами. Кроме снижения общей шумности АПЛ, такая схема позволяет уменьшить воздействие подводных взрывов на оборудование и экипаж. Лодка имеет развитое вертикальное хвостовое оперение с обтекаемым булем, в котором находится буксируемая антенна. Особенностью проекта является плавно сопряжённое соединение хвостового оперения с корпусом. Это сделано для уменьшения гидродинамических завихрений, создающих шум.

Силовая установка

Энергообеспечение осуществляется атомной энергетической установкой. На головной лодке, К-284 «Акула», установлен водо-водяной ядерный реактор ОК-650М.01. На более поздних заказах АЭУ имеет небольшие усовершенствования. В некоторых источниках сообщается, что последующие лодки оснащены реакторами типа ОК-9ВМ. Тепловая мощность реактора составляет 190 МВт, мощность на валу — 50 000 л. с. Два вспомогательных электродвигателя в откидных забортных колонках имеют мощность по 410 л. с., имеется один дизель-генератор АСДГ-1000.


Размещение экипажа

Условия обитаемости несколько улучшены, по сравнению с проектом 671РТМК «Щука». Весь экипаж размещён во 2-м жилом отсеке в каютах. В остальных отсеках личный состав несёт вахту и выполняет свои служебные обязанности.

Вооружение

«Щука-Б» вооружена торпедно-ракетным комплексом, включающим 4 торпедных аппарата калибра 650 мм и 4 торпедных аппарата калибра 533 мм. По некоторым данным у отдельных модификаций число торпедных аппаратов увеличено до 10.

В качестве боеприпасов калибра 650 мм могут быть использованы: торпеды 65-76, противолодочные ракетные комплексы ПЛРК-6 «Водопад» и ПЛРК-7 «Ветер» с возможностью установки ядерного заряда.

Аппараты калибра 533 мм оснащены системой подготовки торпед «Гринда» и могут использовать торпеды, в частности глубоководные торпеды УГСТ и электрические самонаводящиеся торпеды УСЭТ-80, ракето-торпеды (тип АПР-ЗМ), подводные ракеты М5 «Шквал», крылатые ракеты С-10 «Гранат» с ядерной боевой частью, предназначенные для уничтожения авианосцев, противолодочные управляемые ракеты (ПЛУР) модели 83Р. Также, через торпедные аппараты возможна постановка как обычных, так и самотранспортирующихся мин.

Используемый комплекс вооружения позволяет «Щукам-Б» бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а также поражать наземные объекты высокоточными крылатыми ракетами.

Радиоэлектронное оборудование

 Буль с буксируемой антенной внутри на хвостовом оперении
Радиоэлектронное и гидроакустическое оснащение лодки в общих чертах совпадает с оборудованием проекта 945 «Барракуда» и включает в себя:
гидроакустический комплекс МГК-540 «Скат-3» с цифровой обработкой сигналов,
навигационный комплекс «Симфония-У»,
комплекс спутниковой радиосвязи «Молния-МЦ»,
радиолокационный комплекс «Радиан» (МРКП-58 или МРКП-59),
система космической связи «Цунами-БМ»,
перископ «Сигнал-3»,
перископ «Лебедь-11» или «Лебедь-21».
станция обнаружения по кильватерному следу МНК-200-1 «Тукан» — начиная с К-322, кроме К-461 и К-328.

Также, на лодке установлен специальный аппаратный комплекс для управления крылатыми ракетами «Гранат».


Модификации

Лодки проекта 971 получили в странах НАТО кодовое имя «Akula». Позднее проект несколько раз усовершенствовался:
«Леопард», «Тигр» и «Морж» создавались с улучшенной акустической скрытностью. Эти лодки в классификации НАТО обозначены именем «Improved Akula» (русск. «Улучшенная Акула»), хотя в России их в отдельную модификацию не выделяют.
Лодки «Вепрь» и «Дракон» построены по усовершенствованному проекту 971У, получившему на западе обозначение «Akula-II». Эти субмарины имеют слегка изменённые внешние обводы из-за дополнительной вставки, удлинившей корпус на 4 метра, с 110,3 м до 114,3 м, и позволившей разместить дополнительное радиоэлектронное оборудование и оборудование для активного подавления шума и вибраций от энергетической установки. Водоизмещение возросло с 8 140/12 770 тонн до 9 830/13 390 тонн. Лодки также получили новую модификацию реактора — ОК-650М. По проекту 971У должны были быть построены также «Нерпа», «Гепард», «Рысь» и «Кугуар».
К-335 «Гепард» создана по модернизированному проекту (в различных источниках ошибочно проект называется 971М или 971У, в то время как в ВМФ РФ он числится как 971[источник не указан 486 дней]), ставшему воплощением последних технических достижений, на Западе эту модификацию называют «Akula-III».
К-152 «Нерпа» была достроена по особому проекту 971И для передачи в аренду ВМС Индии. Модификация 971И создана на основе 971У («Akula-II») и отличается экспортным, несекретным вариантом радиоэлектронного оснащения. Также по проекту 971И планировалась достройка «Ирбис».


История службы


Головная «Щука-Б», К-284, вступила в строй Тихоокеанского флота ВМФ СССР в 1984 году. Уже на ходовых испытаниях измерения показали, что новая субмарина имеет уровень шума примерно в 4 раза меньший, чем лодки проекта 671РТМК «Щука». Первоначально «Щуки-Б» несли только тактические номера, но 10 октября 1990 года главнокомандующий ВМФ СССР В. Н. Чернавин издал указ о присвоении К-317 имени «Пантера» в честь подводной лодки, открывшей в 1919 году боевой счёт российских подводников. В дальнейшем все лодки получили имена собственные, перекликающиеся с именами дореволюционных российских подводных лодок. «Щуки-Б», выпущенные на Севмаше получили имена лодок типа «Барс», которые являлись самой удачной и многочисленной серией российских субмарин начала XX века. За эти имена проект 971 на флоте прозвали «кошачьей серией».

Во время военной акции войск США в Сербии в 1996 году подводная лодка К-461 «Волк» осуществляла боевую службу в Средиземном море. Она была обнаружена при прохождении Гибралтара, однако через некоторое время контакт с лодкой был потерян, и обнаружилась она только у берегов Югославии. «Волк» осуществлял защиту ТАКР «Адмирал Кузнецов» от подводных лодок, за время боевой службы было выполнено слежение за несколькими субмаринами НАТО, в том числе за американской атакующей субмариной типа «Лос-Анджелес»

В том же году другая «Щука-Б» с экипажем под командованием капитана 1-го ранга А. В. Буриличева находясь на боевой службе в дальних районах Атлантики обнаружила ПЛАРБ ВМС США и скрытно наблюдала за её выходом в боевое патрулирование. После того похода командиру экипажа было присвоено звание Героя Российской Федерации.


Сравнительная оценка

Проект 971 относится к третьему поколению подводных лодок, основными признаками которого являются сниженный уровень шумов и усовершенствованные средства связи и обнаружения. По сравнению с лодками второго поколения, у проекта 971 «Щука Б» имеются следующие особенности:
дальность обнаружения целей возросла в 3 раза,
существенно сократилось время определения скорости цели,
уровень собственных шумов снижен приблизительно в 4 раза по сравнению с предшественницей — «Щукой»
высокая степень автоматизации позволила уменьшить численность экипажа почти вдвое, со 130 до 73 человек.

В сравнении с лодками третьего поколения, «Щука-Б» превосходит все аналогичные проекты как по скрытности, так и по вооружённости. Некоторые специалисты сравнивают «Щуку-Б» не с прямым конкурентом — американским проектом «Improved Los Angeles», а с гораздо более совершенными проектами «Сивулф» и «Вирджиния». Так, адмирал Джереми Бурда (англ. Jeremy M. Boorda), являвшийся начальником оперативного штаба ВМС США в 1994—1996 годах, отмечал, что американские корабли оказались не в состоянии обнаруживать «Щуку-Б», идущую со скоростью 6-9 узлов, то есть по малошумности лодки проекта 971 соответствуют параметрам лодок четвёртого поколения. «Кошачья серия» способна незамеченной преодолевать систему обнаружения подводных лодок SOSUS, создавшую в своё время много проблем советским подводникам.

29 февраля 1996 года во время учений флота НАТО после успешно выполненного задания по обнаружению субмарин условного противника, на связь с кораблями вышла необнаруженная российская субмарина с просьбой о помощи. Вскоре, в середине ордера кораблей НАТО всплыла подводная лодка, опознанная британскими моряками как проект 971 «Щука-Б». Один из членов экипажа лодки нуждался в срочной медицинской помощи из-за острого приступа аппендицита (по другим данным российское посольство в Лондоне обратилось к командованию британских ВМС с просьбой оказать помощь больному перитонитом матросу, перенёсшему на борту «Щуки» операцию). Больной подводник был доставлен на британский эсминец «Глазго», а оттуда вертолётом типа «Линкс» его отправили в госпиталь. Британская пресса освещала этот случай, а газета «Таймс» отметила, что это была демонстрация незаметности российских подводных лодок. Британские моряки тогда ошиблись: перед ними была «Щука» проекта 671РТМК, а не «Щука-Б».

Некоторые специалисты скептически относятся к сравнению проекта 971 с лодками четвёртого поколения, считая оценку характеристик завышенной.


Представители

Всего по проекту планировалась постройка 25 кораблей: 13 в Комсомольске-на-Амуре и 12 в Северодвинске. В 1983—1993 годах было заложено 20 субмарин, из них 14 достроены (по 7 на каждом заводе) и входят в состав ВМФ России, на последней из них — К-335 «Гепард» флаг был поднят 4 декабря 2001 года в присутствии Президента и Верховного Главнокомандующего В. Путина. Две подлодки, «Рысь» и «Кугуар», недостроены и разобраны, ещё одна, К-152 «Нерпа» была спущена на воду только в 2006 году и была предназначенна для передачи в лизинг Индии. 20 августа 2010 года АПЛ «Нерпа» отправилась на службу в Индию.


Завод имени Ленинского комсомола № 199, Комсомольск-на-АмуреНазвание Заводской номер Закладка

Спуск на воду Ввод в строй Статус
К-284 «Акула» 501 11.11.1983 22.07.1984 30.12.1984 Списана. Вероятно ожидает очереди на утилизацию.
К-263 «Барнаул»
 (прежде «Дельфин») 502 09.05.1985 28.05.1986 30.12.1987 В составе ТОФ. Небоеспособна. Проходит ремонт в Комсомольске-на-Амуре.
К-322 «Кашалот» 513 05.09.1986 18.07.1987 30.12.1988 В составе ТОФ. Небоеспособна. Проходит ремонт в Комсомольске-на-Амуре.
К-391 «Братск»
(прежде «Кит») 514 23.02.1988 14.04.1989 29.12.1989 В составе ТОФ.
К-331 «Магадан»
(прежде «Нарвал») 515 28.12.1989 23.06.1990 31.12.1990 В составе ТОФ
К-419 «Кузбасс»
 (прежде «Морж») 516 28.07.1991 18.05.1992 31.12.1992 В составе ТОФ. В январе 2010 года сообщалось о подготовке к загрузке ядерного топлива на заказ 516.
К-295 «Самара»
(прежде «Дракон») 517 07.11.1993 15.08.1994 17.07.1995 В составе ТОФ
К-152 «Нерпа» 518 1993 24.06.2006 29.12.2009 В составе ТОФ. С 20 августа 2010 года на службе в Индии.
«Ирбис» 519 1994 — — По состоянию на 2002 год, готовность 42 %,
достраивалась по проекту 971И.
 Финансирование остановлено в 1996 году.
К-? 520 1991 — — 18 марта 1992 отменена при готовности 25 %
К-? 521 1990 — — 18 марта 1992 отменена при готовности 12 %


Северное машиностроительное предприятие№ 402, СеверодвинскНазвание Заводской номер Закладка

Спуск на воду Ввод в строй Статус
К-480 «Ак Барс» 821 22.02.1985 16.04.1988 29.12.1988 Выведена из состава флота в 1998 году и передана в ОФИ. В 2007 году отбуксирована на СРЗ «Звёздочка» для разделки на металлолом. По состоянию на 2008 год утилизация не начиналась.
К-317 «Пантера» 822 06.11.1986 21.05.1990 27.12.1990 В составе СФ.С 2006 по 2008 г прошла капитальный ремонт с модернизацией.
К-461 «Волк» 831 14.11.1987 11.06.1991 29.12.1991 В составе СФ. C мая 2005 года по декабрь 2006 прошла средний ремонт на ФГУП "Севмаш".
К-328 «Леопард» 832 26.10.1988 28.06.1992 30.12.1992 В составе СФ. С мая 2006 года по декабрь 2007 прошла средний ремонт на ФГУП "Севмаш"
К-154 «Тигр» 833 10.09.1989 26.06.1993 29.12.1993 В составе СФ. По классификации НАТО — «Improved Akula class» выделяющийся повышенной акустической скрытностью.
К-157 «Вепрь» 834 13.07.1990 10.12.1994 25.11.1995 В составе СФ. По классификации НАТО — «Akula-II» (в некоторых отечественных источниках проходит как «проект 971М») с измененной конструкцией прочного корпуса и новым оборудованием.
К-335 «Гепард» 835 23.09.1991 17.09.1999 03.12.2001 В составе СФ. По классификации НАТО — «Akula-III» с измененной конструкцией корпуса и новым оборудованием. 4 декабря 1997 года унаследовала Гвардейский флаг от ПЛ К-22
К-337 «Кугуар» 836 18.08.1992 — — не достраивалась, корпус использован для постройки К-535 «Юрий Долгорукий» пр. 955
К-333 «Рысь» 837 31.08.1993 — — не достраивалась, корпус использован для постройки К-550 «Александр Невский» пр. 955А


Современный статус

Все достроенные лодки проекта, кроме трёх, находятся в строю и входят в состав Северного и Тихоокеанского флотов, с базированием на губу Ягельная (СФ) и в посёлке Рыбачий (ТОФ). Головная лодка проекта, К-284 «Акула», была исключена из боевого состава флота и по крайней мере с 1996 года находится на отстое на базе ТОФ в бухте Павловского. К-480 «Ак Барс» была выведена из боевого состава флота в 1998 году и находилась на долговременном хранении в губе Ягельная. В 2007 году К-480 была отбуксирована на СРЗ Звёздочка для разделки на металл. Недостроенные конструкции лодок «Севмаша» К-337 «Кугуар» и К-333 «Рысь» были использованы при строительстве стратегического ракетоносца «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей». Две из четырёх недостроенных лодок завода им. Ленинского комсомола отменены на ранних стадиях готовности, третья лодка, К-152 «Нерпа» достроена и планируется её сдача в лизинг ВМС Индии за $650 млн сроком на 10 лет. Интересно, что в индийском флоте «Нерпа» будет носить имя «Chakra». Ранее это имя носила советская атомарина К-43 проекта 670 «Скат», входившая в индийский флот на условиях лизинга в 1988—1992 годах и ставшая за эти годы хорошей базой для обучения индийских подводников: многие моряки служившие на первой «Чакре» заняли впоследствии важные посты в военно-морских силах страны, в том числе восемь человек дослужились до адмиралов. Условия контракта с Индией предусматривают также достройку и передачу в аренду индийской стороне четвёртой из недостроенных в Комсомольске-на-Амуре лодок, готовность которой по состоянию на 2002 год была равна 42 %.

Аварии

8 ноября 2008 г, во время испытаний в Японском море в результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ на борту К-152 «Нерпа» погибли 20 человек — 17 гражданских и 3 военных. Еще 21 человек был госпитализирован (позже за помощью обратились ещё 20 человек из гражданских специалистов[36]. На борту АПЛ в момент аварии находились 208 человек, из них 81 — военнослужащие.


     Минипрофиль
Привет, Балласт

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
     Минипрофиль
     Друзья сайта
БПК АДМИРАЛ ТРИБУЦ Корабли проекта 1134А
     Поиск
     Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Design by TeSaKDiAbLo© 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz