Зимой 1941-42 года неподвижно стоявший крейсер неоднократно обстреливался немецкой артиллерией.
С 28 марта по 30 апреля 1942 года немцы осуществляли операцию «Айштосс» по уничтожению кораблей КБФ. 4 апреля немецкие бомбардировщики сбросили на «Максим Горький» более 70 бомб. Однако крейсер отделался незначительными повреждениями. На следующий день налет повторился, и опять без результатов для Люфтваффе.
Самым тяжелым днем для кораблей, стоявших на Неве, стало 24 апреля, когда «Максим Горький» атаковали 10 бомбардировщиков Ю-88, 12 пикировщиков Ю-87 и 15 истребителей Ме-109. Зенитчики «Максима Горького» в этот день сбили два самолета. Налеты повторились 25 и 27 апреля, когда вслед за начавшимся артобстрелом корабль подвергся новым воздушным атакам. Всего 27 апреля рядом с крейсером разорвалось 15 авиабомб и около 100 снарядов, осколки которых сделали множество мелких пробоин. В этот день зенитчики «Максима Горького» сбили два Ю-87. Прямых попаданий немцы не добились, но от сотрясений вышла из строя аппаратура. Только вечером 28 апреля крейсер перевели к достроечной стенке завода № 196.
В мае – июне 1942-го крейсер поддерживал своим огнем Невскую и Приморскую оперативные группы Ленинградского фронта, в августе он выполнил три стрельбы по батареям противника в районе совхоза «Беззаботное».
Зимой 1942-43 года был произведен ремонт крейсера.
Летом «Максим Горький» участвовал в контрбатарейной борьбе: 9 июля с позиции у завода «Судомех» и 17 августа от Железной стенки торгового порта крейсер обстреливал батареи фашистов в районе Знаменское, Коркули.
В январе 1944 года, накануне операции по снятию блокады Ленинграда, крейсер был включен в состав 2-й группы морской артиллерии. 13 и 14 января орудия главного калибра «Максима Горького» произвели несколько выстрелов по вражеским укреплениям. Но основной удар пришелся на 15 января. С 16 по 19 января артиллерия крейсера выпускала в день от 60 до 140 снарядов; 24 января она содействовала наступлению 67-й армии и войск Волховского фронта на Тосненском направлении. За время проведения операции крейсер выпустил по врагу 701 снаряд главного калибра.
"...снова бури припятствия штормы ветер треплет просоленный флаг только буквы вдоль борта упорно АДМИРАЛ ПАНТЕЛЕЕВ ГОРЯТ..."
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 марта 1944 года «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом личным составом доблесть и мужество» крейсер «Максим Горький» был награжден орденом Красного Знамени.
В июне 1944-го «Максим Горький» в составе 4-й артиллерийской группы поддерживал наступление частей Красной Армии на выборгском направлении, уничтожая укрепления линии Маннергейма. 9 июня крейсер выпустил 100 снарядов главного калибра по району Куоккала.
25 февраля 1946 года «Максим Горький» вошел в состав эскадры Южно-балтийского флота (4-й ВМФ), перешел в Лиепаю, а затем в Балтийск. На крейсере располагался штаб эскадры. В октябре того же года крейсер с пятью эсминцами находился в море на учениях. 7 ноября 1947 года он прибыл в Ленинград для участия в параде.
В декабре 1950-го на корабле проводились, и весьма успешно, испытания первого советского корабельного вертолета Ка-10.
Летом 1953 года «Максим Горький» перешел в Кронштадт, чтобы осенью встать на капитальный ремонт и модернизацию. 16 июня его включили в состав кораблей Кронштадтской военно-морской крепости. В июле того же года он в последний раз возглавил парад кораблей на Неве в честь Дня ВМФ, а в декабре встал на капремонт и модернизацию на завод № 194.
17 февраля 1956 года корабль был выведен из боевого состава КБФ и переформирован в опытовый крейсер, а 18 апреля 1959-го исключен из состава ВМФ и передан на слом.
"...снова бури припятствия штормы ветер треплет просоленный флаг только буквы вдоль борта упорно АДМИРАЛ ПАНТЕЛЕЕВ ГОРЯТ..."
Тактико-технические данные «Максим Горький» Водоизмещение стандартное, т 8177 Водоизмещение нормальное, т 8882 Водоизмещение полное, т 9728 Длина наибольшая, м 191,4 Ширина наибольшая, м 17,7 Осадка максимальная, м 7,5 2 паротурбинные установки общей мощностью, л. с 129750 Винтов, шт 2 Скорость хода максимальная, узлов 36,1
Скорость хода полная, узлов 35,1 Скорость хода экономическая, узлов 17,8
Дальность плавания полным ходом, миль 1120 Дальность плавания экономическим ходом, миль 4220 Топливо, т мазута 1750 Экипаж, чел. 963 Бронирование борта, мм 70 Бронирование палуба, мм 50 Бронирование траверзы, мм 70 Бронирование рубки, мм 100-150 Бронирование башни, мм 50-70 Бронирование боевых постов палубной артиллерии, мм 100 Бронирование (орудийные щиты), мм 7
Артиллерийское вооружение к началу 1944 г.: 9 – 180/57-мм в трех башнях МК-3 – 180, 6 – 100/56-мм Б-34, 12 – 37-мм 70К;2х4 – 12,7-ммВиккерса, 4 – 12,7-мм ДШК.
Минно-торпедное вооружение: 2 трехтрубных 53-см ТА типа 39-Ю (боекомплект: 6 торпед). Мог принять на палубу 96 мин обр. 1926 г. или 150 мин обр. 1908 г. 2 бомбомета БМБ-1.
"...снова бури припятствия штормы ветер треплет просоленный флаг только буквы вдоль борта упорно АДМИРАЛ ПАНТЕЛЕЕВ ГОРЯТ..."
(до покупки – «Лютцов», до 2.10.1940 г. крейсер «Л»), с 19.09.1944 г. «Таллин», с 11.03.1953 г. «Днепр»
Заложен 2 августа 1937 года на верфи фирмы «Дешимаг АГ Вессер» в Берлине. Спущен на воду 1 июля 1939 года Недостроенный крейсер в конце 1939 г. куплен СССР за 106,5 млн. марок золотом. Первоначально в советских документах он фигурировал под названием крейсер «Л».
31 мая 1940 года германские буксиры привели КР к бетонной стенке завода № 189 в Ленинграде. Завод приступил к достройке крейсера, которому 25 сентября 1940 года приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота было присвоено наименование «Петропавловск».
Несмотря на то, что немцы всячески задерживали поставки механизмов и вооружения для крейсера, а затем и вовсе отозвали инженерно-технический персонал, осуществлявший монтаж оборудования, к лету 1941 года корабль уже находился в 70-процентной готовности. Однако ни одно из его помещений окончательно не было достроено. Из вооружения корабля были установлены лишь 1-я и 4-я 203-мм башни и 1x2 – 37-мм и 8 – 20-мм зенитных автоматов. Крейсер хода не имел, но и в таком состоянии крейсер уже мог вести огонь. 15 августа 1941 года на «Петропавловске» поднят советский военно-морской флаг. К этому времени экипаж составлял 408 человек. 7 сентября 1941 года, когда немецко-фашистские войска подошли к Ленинграду, «Петропавловск», как и все корабли Краснознаменной Балтики, стал оказывать артиллерийское содействие сухопутным войскам. Он впервые открыл артиллерийский огонь и не прекращал его в течение одиннадцати суток.
11 сентября 1941 года во время боевой стрельбы на 22-м выстреле взрывом снаряда в канале разорвало ствол левого орудия башни № 1.
С каждым днем напряженность боев возрастала. В ночь на 17 сентября «Петропавловск» вел непрерывный огонь по войскам противника. Но, не смотря на большие потери, вражеские части вплотную подошли к Ленинграду. Утром 17 сентября гитлеровская артиллерия с дистанции три километра прямой наводкой стала расстреливать неподвижный крейсер. Не имея возможности маневрировать, корабль в этот день получил 53 прямых попадания 210-миллиметровых снарядов. Через пробоины площадью до 30 квадратных метров внутрь корпуса стала проникать вода. Медленно затопляясь, «Петропавловск» крепился на левый борт и через 6 часов с дифферентом на нос лег на грунт.
Через год 17 сентября 1942 крейсер был поднят и отбуксирован к стенке завода № 189. С помощью кессонов рабочие Балтийского завода заварили пробоины, восстановили основные, вспомогательные механизмы, пожарную, водоотливную и осушительную системы крейсера. Одновременно была введена в строй и артиллерия корабля. В декабре 1942 г. «Петропавловск» вновь вступил в строй в качестве плавбатареи и был отбуксирован к железной стенке Торгового порта, откуда 30 декабря 1942 года открыл огонь по германским войскам.
В 1944 году крейсер участвовал в снятии блокады Ленинграда. 15 января 1944 года обе башни крейсера в первые часы наступления произвели 250 выстрелов по позициям и укреплениям гитлеровцев на Вороньей Горе, в Дудергофе, узлам коммуникаций у Красного Села и Новых Вилози, наблюдательным и командным пунктам противника в Киргофе. Десять дней подряд сокрушал тяжелый крейсер оборону врага. Им была проведена 31 артиллерийская стрельба и выпущено 1036 203-мм снарядов.
19 сентября1944 г. Крейсер был переименован в «Таллин».
После войны рассматривалось несколько вариантов достройки крейсера, но ни один из них не был осуществлен.Крейсер был возвращен на Балтийский завод, в январе 1949 года он был переклассифицирован в легкий крейсер, а 11 марта 1953 года – в несамоходное учебное судно и переименован в «Днепр». В декабре 1956 года его переформировали в плавучую казарму «ПКЗ-112». Приказом от 4 апреля 1958 года он был исключен из списков ВМФ и в течение 1959–1961 годов разрезан на металл на заводе «Вторчермета».
"...снова бури припятствия штормы ветер треплет просоленный флаг только буквы вдоль борта упорно АДМИРАЛ ПАНТЕЛЕЕВ ГОРЯТ..."
Тактико-технические данные «Петропавловск» Водоизмещение стандартное, т 15650 Водоизмещение полное, т 18400 Длина наибольшая, м 212,5 Ширина наибольшая, м 21,8 Осадка максимальная, м 7,2 3 паротурбинные установки общей мощностью, л. с 132000 Скорость хода максимальная, узлов 32,8 Скорость хода крейсерская, узлов 15 Дальность плавания, миль 6100 Топливо, т нефти 3200 Экипаж, чел. 1340 Бронирование (главный броневой пояс), мм 80 Бронирование палуба, мм 12-50 Бронирование рубки, мм 50-150 Бронирование башни ГК, мм 105-160
Крейсер «Коминтерн» (до 31.12.1922 г. «Память Меркурия», до 25.03.1907 г. «Кагул»)
Построен по кораблестроительной программе 1881 г. Проект АО «Vulcan» (Германия). Первоначальное название крейсера – «Кагул». Заложен 23 августа 1901 года в Николаеве, спущен на воду 20 мая 1902 года, вступил в строй в 1905 году.
25 марта1907 года переименован в «Память Меркурия». В годы 1-й мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес разведывательную и блокадную службу у берегов Турции, эскортировал и обеспечивал противолодочную охрану бригад линкоров. Принимал участие в бою с немецкими крейсерами «Гебен» и «Бреслау» у мыса Сарыч. В 1916 году крейсер «Память Меркурия» из-за изношенности машин становится на прикол в Южной бухте Севастополя. Восстановительные работы на крейсере проводились на Севастопольском морском заводе.
31 декабря 1922 года крейсер получил название «Коминтерн».
После пятилетнего бездействия крейсер «Коминтерн» в июне 1923 г. вступил в строй.
Этот корабль с паровой машиной, построенный еще в период русско-японской войны, по своим боевым возможностям устарел и мог рассматриваться лишь в качестве учебного корабля. С 1923 года – учебный крейсер.
В 1930 года прошел модернизацию: 4 котла демонтированы и на их месте размещены учебные классы.
В июне 1941 года переклассифицирован в минный заградитель.
С первых дней Великой Отечественной войны крейсер вновь становится боевой единицей Черноморского флота. Участвовал в войне в качестве минного заградителя. Вывозил раненых из осажденного Севастополя, охранял транспорты с солдатами и оружием, участвовал в стратегически важной Керченско-Феодосийской операции. Рейсы в Севастополь, Одессу, Новороссийск проходили с боями.
11 марта 1942 года крейсер поврежден авиабомбой: пробита палуба юта, разрушена часть правого борта, снесена часть кормовых надстроек, при этом сбил 2 самолета противника. Хода не потерял и продолжал нести службу.
16 июля 1942 года при стоянке в порту Поти получил повреждения от немецкой авиации: повторно был поврежден двумя авиабомбами. Крейсеру был необходим капитальный ремонт, но во время войны это сделать не представлялось возможным. «Коминтерн» разоружили: пушки и зенитные автоматы были врыты в землю под Туапсе. Сам крейсер был затоплен в устье реки Хоби (в районе Поти) для создания волнолома.
Корпус крейсера сохранился до настоящего времени и может рассматриваться как памятник отечественного кораблестроения начала XX в. Сохранились днище, фор- и ахтерштевни, оси шпилей, бронированные основания башен главного калибра и боевых рубок.Тактико-технические данные «Коминтерн» Водоизмещение полное, т 7838 Длина наибольшая, м 133,0 Ширина наибольшая, м 16,6 Осадка максимальная, м 7,2 Машины общей мощностью, л. с 19500 Скорость хода максимальная, узлов 20 Скорость хода экономическая, узлов 12 Дальность плавания экономическим ходом, миль 2200 Экипаж, чел. 490
Вооружение на 1941 г.: 8 – 130/55-мм, 3 – 76/30-мм Лендера, 3 – 45-мм 21К. 195 мин. В ходе ремонта с 23.04.1942 г. по 1.09.1942 г. 3 пушки Лендера заменили на 76/55-мм 34К.
"...снова бури припятствия штормы ветер треплет просоленный флаг только буквы вдоль борта упорно АДМИРАЛ ПАНТЕЛЕЕВ ГОРЯТ..."
Крейсер «Красный Кавказ» (до 14.12.1926 г. «Адмирал Лазарев»)
Был заложен 18 октября 1913 года на заводе «Руссуд» («Русское судостроительное общество») в городе Николаев под названием «Адмирал Лазарев». Корпус корабля был спущен на воду 8 июня 1916 года при готовности 48% от сдаточной. Достроен крейсер был только в 1931 году. В процессе достройки конструкция претерпела значительные изменения.
14 декабря 1926 года строившийся как «Адмирал Лазарев» корпус был переименован в «Красный Кавказ».
25 января 1932 года, успешно пройдя все стадии приемных испытаний, крейсер «Красный Кавказ» вступил в строй. В 1933 году «Красный Кавказ» вышел за пределы Черного моря и нанес дружественные визиты в порты Турции, Греции и Италии.
22 июня 1941 года находился в Севастополе, с 23 принимал участие в минных постановках – выставил 110, а 24 июня – 90 мин. 5 июля ушел в Новороссийск. 6 сентября уходит из Новороссийска в Севастополь, куда прибывает на следующий день. Ночью 11 сентября выходит к Одессе. 12 сентября обстреливает немецкие войска – выпущено 27 снарядов ГК, на следующий день – 58 снарядов, ночью 13 сентября возвращается Севастополь.
В ночь 22 сентября в составе отряда кораблей (крейсер «Красный Крым», эсминцев «Бойкий», «Безупречный»), принимает участие в высадке десанта морской пехоты (3-й Черноморский полк) в районе Григорьевки. «Красный Кавказ» доставил 696 десантников, выстрелив восемь снарядов.
Первую половину октября 1941 года «Красный Кавказ» провел в непрерывных походах между Одессой и Севастополем, участвуя в эвакуации войск одесского оборонительного района. Затем последовали срочные воинские перевозки из Новороссийска в главную базу.
29 декабря 1941 года принимал участие в высадке Феодосийского десанта. . Вечером 29 декабря 1941 года, приняв на борт 1853 десантника, батарею трехдюймовых орудий, 15 автомашин, а также другую боевую технику и продовольствие, «Красный Кавказ» во главе отряда покинул Новороссийскую бухту и, прибыв ранним утром следующего дня в Феодосийский залив, первым открыл огонь. Тем временем десантники прыгали на подходящие катера и баркасы и устремлялись на берег. Орудия и пулеметы крейсера вели огонь по амбразурам огневых точек врага, складу боеприпасов. За два часа боя в «Красный Кавказ» попало 13 снарядов и 7 мин, которые вызвали на нем 7 пожаров, но главные и вспомогательные механизмы оставались в строю.
На следующий день, выдержав 25 групповых и одиночных атак вражеских самолетов и выполнив задание, «Красный Кавказ» ушел в Туапсе. Но и на этот раз стоянка корабля оказалась недолгой. В полночь нового, 1942 года корабль перешел в Новороссийск и, приняв на борт вооружение и 1200 человек, утром 4 января вновь прибыл в Феодосийскую бухту. Крейсер был атакован немецкими самолетами, 4 бомбы врага взорвались у борта крейсера. В кормовой части корабля образовались 3 громадные пробоины. Не успел крейсер выйти на рейд, как снова был атакован большой группой «юнкерсов». На этот раз бомба взорвалась совсем рядом. Корму крейсера выбросило из воды, оторвало правый винт и кронштейн левого гребного вала, погнуло и заклинило рулевое устройство. Осадка корабля увеличилась на 5 метров, и палуба до четвертой башни скрылась под водой.
Почти через сутки полузатопленный «Красный Кавказ» появился в Туапсе, а через два дня, 26 марта, ушел в Поти для ремонта.
3 апреля 1942 года нарком ВМФ СССР Н.Г. Кузнецов подписал приказ о преобразовании крейсера «Красный Кавказ» в гвардейский корабль. К этому времени корабль выполнил 30 боевых заданий командования, в том числе 9 – по огневой поддержке сухопутных войск, дважды участвовал в минно-заградительных действиях.
17 августа 1942 года крейсер вышел на ходовые испытания после ремонта. 11 сентября 1942 года пал Новороссийск. «Красный Кавказ» возглавил отряд корабельной поддержки и обеспечил высадку десанта у Новороссийска.
22 октября при швартоочных маневрах в Туапсе подвергся безрезультатной атаке торпедного катера.
4-9 февраля 1943 года обеспечивал высадку десанта у пос. Южная Озерейка, а затем у пос. Станичка. Большими потерями десанту удалось захватить плацдарм около 7 км по фронту и 3 км в глубину, выйдя к окраинам Новороссийска.
4 июня 1943 года вышел из Поти целью отвлечения немецкого командования от действий в районе Новороссийска. Ночью вернулся в порт. В сентябре 1944 года здесь же стал на заводской ремонт, который закончится только в мае 1945 года. 23 мая вернулся в Севастополь.
После Великой Отечественной войны (12 мая 1947 года) «Красный Кавказ» перевели в разряд учебных кораблей. А весной 1952 года – корабль мишень.
21 ноября 1952 года при завершении испытания ракетного комплекса «Комета» («КС-1» на «Ту-4К»), крылатую ракету оснастили БЧ. После попадания в крейсер он разломился на две части, которые затонули менее чем за 3 минуты. Но только через три года командование ВМФ исключило гвардейский корабль из списков корабельного состава. Имя крейсера было передано большому противолодочному кораблю.
"...снова бури припятствия штормы ветер треплет просоленный флаг только буквы вдоль борта упорно АДМИРАЛ ПАНТЕЛЕЕВ ГОРЯТ..."
Тактико-технические данные «Красный Кавказ» Водоизмещение стандартное, т 7560 Водоизмещение нормальное, т 8000 Водоизмещение полное, т 9300 Длина наибольшая, м 169,5 Ширина наибольшая, м 15,71 Осадка максимальная, м 6,6 4 паротурбинные установки общей мощностью, л. с 55000 Винтов, шт 4 Скорость хода максимальная, узлов 29
Скорость хода полная, узлов 26 Скорость хода экономическая, узлов 14 Дальность плавания экономическим ходом, миль 1490 Топливо, т мазута 1050 Экипаж, чел. 878 Бронирование борта, мм 20-25 Бронирование палуба, мм 20-25 Бронирование траверзы, мм 25 Бронирование рубки, мм 75-125 Бронирование башни, мм 25
Артиллерийское вооружение к началу 1944 г.: 4 – 180/60-мм Б-1-К; 6 х 2 – 100/47-мм Минизини, 2 – 76/55-мм 34К, 4 – 45-мм 21К; 10 – 37-мм 70К; 2x4 – 12,7-мм Виккерс, 4 – 12,7-мм ДШК. Минно-торпедное вооружение: 4 трехтрубных 45-см ТА обр. 1912 г. (боекомплект: 12 торпед). Мог принять на палубу 100 мин КБ-3.
"...снова бури припятствия штормы ветер треплет просоленный флаг только буквы вдоль борта упорно АДМИРАЛ ПАНТЕЛЕЕВ ГОРЯТ..."
Крейсер «Красный Крым» (до 31.10.1939 г. «Профинтерн», до 5.02.1925 г. «Светлана»)
11 ноября 1913 года в Ревеле (Таллинне) был заложен новый крейсер «Светлана». Спущен на воду он был 8 ноября 1915 года. Но из-за первой мировой войны достроить его так и не удалось. Из-за угрозы захвата Ревеля германской армией «Светлану» пришлось в конце 1917 года отбуксировать в Петроград, где планировалось ввести его в строй в 1919 году. Но из-за ухудшающегося экономического положения и развала промышленности эти планы стали неосуществимыми.
В ноябре 1924 года «Светлану» перевели к стенке Балтийского завода. 5 февраля 1925 года приказом по Морским силам РККА крейсеру было дано новое название «Профинтерн». Корабль достраивался по первоначальному проекту с частичной модернизацией.
1 июля 1928 года «Профинтерн» был зачислен в состав Морских сил Балтийского моря и поднял военно-морской флаг. Начались напряженные учебные будни.
В 1929 году, чтобы продлить период обучения и дать экипажам хорошую морскую практику, было решено совершить длительное плавание в условиях зимних штормов. Бискайский залив встретил корабли жестоким штормом. Когда отряд шел против ветра, «Профинтерн», имеющий высокий полубак, легко входил на волну. Но, к сожалению, генеральный курс вынуждал корабли идти лагом к волне. Крен крейсера достигал 34°. Не помогло и уменьшение хода. От ударов гигантских волн на «Профинтерне» разошлись клепаные швы корпуса. В котельные отделения стала поступать вода, вышел из строя водоотливный насос. Командир отряда вынужден был принять решение о заходе в ближайший порт.
4 декабря корабли вошли на внешний рейд Бреста. Экипаж крейсера своими силами начал ремонт. А шторм все усиливался. Даже на рейде ветер достигал 10 баллов. Через два дня ремонт закончили.
Корабли опять вышли в Бискайский залив. Шторм достиг ураганной силы - ветер до 12 баллов, волны высотой 10 метров и длиной 100. Крен крейсера достигал 40°. Все шлюпки были разбиты. Когда под ударами волн на линкоре разрушилась носовая наделка, командир отряда решил вернуться в Брест.
10 декабря отряд вновь пришел на рейд Бреста. Линкор перешел на внутренний рейд для ремонта. Через две недели ремонт линкора был закончен и корабли готовы к походу, но из-за непрекращавшегося шторма выход отложили. Только 26 декабря отряд покинул Брест, теперь уже окончательно.
18 января 1930 года вошли в Севастополь. Поход, показавший хорошую морскую выучку моряков молодого советского флота, завершился. За 57 суток корабли прошли 6269 миль.
Крейсер решено было не возвращать на Балтику, а включить в состав Морских сил Черного моря. В 30-х годах «Профинтерн» прошел модернизацию, в ходе которой была усилена зенитная артиллерия. Вместо 75-мм пушек установили три спаренные 100-мм установки и шесть 45-мм пушек. Оба торпедных аппарата перенесли на шкафут.
31 октября 1939 года крейсер «Профинтерн» переименован в «Красный Крым».
21 августа 1941 года, приняв топливо и боезапас, «Красный Крым», в охранении эсминцев «Фрунзе» и «Дзержинский» направился к линии фронта в Одессу. 462 снаряда главного калибра было обрушено на противника. Там же, под Одессой, корабль принял участие в высадке первого на Черном море десанта. В ожесточенных боях за Севастополь «Красный Крым» в ноябре-декабре 1941 года провел 18 артиллерийских стрельб. Командование флота высоко оценило действия артиллеристов «Красного Крыма», многие из них были удостоены высоких государственных наград.
За годы войны крейсер «Красный Крым» под командованием капитана 1 ранга А.И.Зубкова выполнил 58 боевых заданий. Крейсер провел 52 артиллерийские стрельбы по позициям немецких войск, уничтожив 4 батареи, 3 склада с боеприпасами и до полка пехоты, перевез более 20 тысяч человек личного состава, раненых и эвакуируемых граждан Севастополя, высадил на берег около 10 тысяч человек в составе десантов, отразил свыше двухсот атак самолетов.
18 июня 1942 года крейсер был удостоен гвардейского звания. При возвращении эскадры Черноморского флота в Севастополь в ноябре 1944 года «Красному Крыму» была оказана честь первым войти в главную базу флота.
В ноябре 1954 года корабль был переформирован в учебный крейсер, 7 мая 1957 года – в опытовое судно и переименован в «ОС-20», 18 марта 1958 года превращен в плавказарму «ПКЗ-144».
В июле 1959 года крейсер «Красный Крым» был исключен из списков судов Военно-Морского флота и сдан в ОФИ для разборки на металл.
"...снова бури припятствия штормы ветер треплет просоленный флаг только буквы вдоль борта упорно АДМИРАЛ ПАНТЕЛЕЕВ ГОРЯТ..."
Тактико-технические данные «Красный Крым» Водоизмещение стандартное, т 6830 Водоизмещение нормальное, т 7190 Водоизмещение полное, т 8000 Длина наибольшая, м 158,4 Ширина наибольшая, м 15,53 Осадка максимальная, м 9,65 4 паротурбинные установки общей мощностью, л. с 46300 Винтов, шт 4 Скорость хода максимальная, узлов 29,5
Скорость хода полная, узлов 22 Скорость хода экономическая, узлов 14 Дальность плавания экономическим ходом, миль 1230 Топливо, т мазута 950 Экипаж, чел. 852 Бронирование борта, мм 75 Бронирование палуба, мм 20 Бронирование рубки, мм 75-125 Бронирование постовой палубной артиллерии, мм 25
Артиллерийское вооружение на 1944 г.: 15 – 130/55-мм, 3 х 2 – 100/47-мм Минизини, 4 – 45-мм 21К; 10 – 37-мм 70К; 2х4 – 12,7-мм Виккерс, 4 – 12,7-мм ДШК. Минно-торпедное вооружение: 2 трехтрубных 53-см ТА типа 39-Ю (боекомплект: 6 торпед). Мог принять на палубу 90 мин КБ-3 или 100 мин обр. 1926 г.
"...снова бури припятствия штормы ветер треплет просоленный флаг только буквы вдоль борта упорно АДМИРАЛ ПАНТЕЛЕЕВ ГОРЯТ..."
Крейсер «Червона Украина» (до 26.12.1922 г. «Адмирал Нахимов»), 6.02.1950 г. СТЖ-4, с 30.10.1950 г. ЦЛ-53
«Адмирал Нахимов» (впоследствии «Червона Украина») был заложен 19 октября 1913 года на заводе «Руссуд» в Николаеве. В октябре 1915 года он был спущен на воду, а к 1 января 1918 года степень его готовности достигла 70%.
Сразу после вступления в строй крейсер стал флагманским кораблем Черноморского флота. В 1928 и в 1934 году он посетил Турцию с дружественными визитами, а в 1930 году совершил поход в Средиземное море.
Летом 1939 года корабль встал на капитальный ремонт и модернизацию в Севастопольский морской завод. Благодаря участию экипажа ремонт продвигался быстро и уже 1 мая 1941 года на корабле вновь был поднят военно-морской флаг.
Войну крейсер встретил на рейде Севастополя. Он вместе с другими кораблями участвовал в отражении первого налета вражеской авиации, не зная еще, чьи это самолеты и какова цель налета.
В первый же день войны «Червона Украина» получила свое первое боевое задание – приступить к постановке минных заграждений на подходах к Севастополю. Через несколько дней, возвращаясь в базу, крейсер чуть не подорвался на немецкой магнитной мине.
В конце августа начались походы в Одессу для артиллерийской поддержки частей, оборонявших город. Затем крейсер участвовал в операции по эвакуации Одессы. Корабли вели интенсивный огонь по берегу, прикрывая отход наших войск. В 12 часов дня 15 октября на «Червону Украину» перешел командный пункт Одесского оборонительного района.
Рано утром 16 октября крейсер отправился в Севастополь. Налеты вражеской авиации начались через два часа после выхода и продолжались до подхода к Севастополю, но все атаки врага были отбиты.
30 октября 1941 года фашистские войска вышли к Севастополю. Сразу встал вопрос об использовании кораблей. Военный совет флота решил оставить в Севастополе крейсера «Красный Крым» и «Червона Украина», а остальные корабли перебазировать в Новороссийск и Поти. «Червона Украина» встала на якоря и бочки в Южной бухте, и уже 8 ноября открыла огонь по немецким войскам, наступавшим на хутор Мекензи.