Меню
     Мини-чат
200
     Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 109
     Часы
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: БОЦМАН  
Форум » КАЮТ-КОМПАНИЯ » Кают-компания » Этот день в истории (История ВМФ)
Этот день в истории
СтаршинаДата: Пятница, 13-Май-2011, 22:49 | Сообщение # 151
Контр.Адмирал
Группа: СТАРШИЙ ПОМОЩНИК КОМАНДИРА
Сообщений: 278
Награды: 17
За хорошию репутации За 50 постов За 150 Постов За 250 Постов
Репутация: 23
Статус: Offline
Сегодня День Черноморского флота

13 мая 1783 года в Ахтиарскую бухту Черного моря вошли 11 кораблей Азовской флотилии под командованием адмирала Федота Клокачева. Это произошло через два месяца после присоединения Крыма к России. На берегах бухты вскоре началось строительство города и порта, ставшего главной базой российского флота и получившего название Севастополь. 13 мая ежегодно отмечается, как день рождения Черноморского флота.

Однако днём основания можно считать и иную дату: 11 января 1783 г. Екатерина II подписала рескрипт о введении должности командующего Черноморским флотом. Таким образом, этот день - 11 января по старому стилю, или 22 января по новому стилю - явился днем рождения Черноморского флота.

Слава Черного моря. Флот и Севастополь в конце XVIII - начале XIX вв.

Получив базы для флота в Азовском море, Россия поспешила усилить свое военное присутствие в Черноморье. Императрица Екатерина II распорядилась направить из Азовского в Черное море крейсерский отряд военных судов, замаскированных под коммерческие. Кроме того, императрица приказала послать в Черное море с Балтики отряд из шести фрегатов под командой капитана 2-го ранга Т.Г. Козлянникова, однако турки не пропустили военные суда через проливы. Оставалось строить корабли на месте. Но строительство флота на юге затруднялось мелководностью Дона и его притоков, где располагались верфи, а также Таганрогского залива. Для постройки кораблей более или менее годился только Днепровско-Бугский лиман, и в декабре 1775 г. Екатерина II издала соответствующий указ Адмиралтейств-коллегии, предписав одновременно сократить строительство судов на Азовском море. 31 мая 1778 г. рескриптом Екатерины новая судостроительная и морская база отдавалась на попечение новороссийского генерал-губернатора светлейшего князя Григория Александровича Потемкина. 18 июня 1778 г. императрица повелела именовать новую морскую базу Херсоном. 7 июля 1780 г. в Херсоне были заложены два первых корабля. Екатерина понимала опасную непрочность русско-турецкого договора и всячески торопила строительство Херсонской верфи и кораблей. В 1782 г. князю Потемкину даже пришлось прибегнуть к вольному найму 1150 плотников "для производства корабельного строения"[5];. В августе 1783 г. в Херсон прибыл капитан 2-го ранга, будущий адмирал, Федор Федорович Ушаков вместе с 700 матросами и 3 тысячами мастеровых[6].
Прикрепления: 4534967.jpg (254.0 Kb) · 4266419.jpg (58.8 Kb)
 
СтаршинаДата: Пятница, 13-Май-2011, 22:52 | Сообщение # 152
Контр.Адмирал
Группа: СТАРШИЙ ПОМОЩНИК КОМАНДИРА
Сообщений: 278
Награды: 17
За хорошию репутации За 50 постов За 150 Постов За 250 Постов
Репутация: 23
Статус: Offline
В конце 1782 г. Потемкин доложил Екатерине свой план присоединения к России Крыма. Значительное место отводилось в плане действиям флота, причем общее командование флотом и армией на юге светлейший князь предлагал взять на себя. Императрица согласилась со всеми пунктами плана, даже не запросив мнение управлявшей флотом Адмиралтейств-коллегии. 11 января 1783 г. Екатерина II подписала рескрипт о введении должности командующего Черноморским флотом. Таким образом, этот день - 11 января по старому стилю, или 22 января по новому стилю - явился днем рождения Черноморского флота. В рескрипте говорилось: "Для командования заводимым флотом Нашим на Черном и Азовском морях повелеваем тотчас отправить нашего вице-адмирала Клокачева, которому для принятия потребных наставлений явиться у Нашего новороссийского и азовского генерал-губернатора князя Потемкина"[7]. В честь основания Черноморского флота Екатерина приказала отлить медаль "Слава России".

Первый командующий Черноморским флотом вице-адмирал Федот Алексеевич Клокачев проявил себя в Чесменском сражении 24-25 июня 1770 г., командуя в чине капитана 1-го ранга линейным кораблем "Европа", с 1776 г. возглавлял Азовскую флотилию. Он отличался личной храбростью и был не только опытным моряком, но и хорошим хозяйственником, так что выбор Екатерины оказался безошибочен.

Тем временем Турция готовилась к новой войне с Россией, она не могла примириться с потерей Крыма. В 1776 г. турецкое правительство потребовало вернуть Кинбурн и Крым. Тогда осенью 1776 г. Россия ввела в Крым войска А.В. Суворова и посадила на крымский престол угодного ей хана Шагин-Гирея. Боясь за свою власть, хан просил Россию оставить войска в Крыму. Турция свои войска вывела, но вскоре ее эмиссары подняли там мятеж против Шагин-Гирея. Турция послала войска, но в Крым они не высадились, опасаясь Суворова и русского удара с моря. Весной 1779 г. Турция подписала конвенцию, подтвердившую договор 1774 г. Однако 8 апреля 1783 г. Екатерина II ввиду постоянных нарушений Турцией условий договора включила Крым в состав России и переименовала его в Тавриду. Управлять Таврической губернией императрица поручила Потемкину. Сбылась мечта многих поколений россиян, их кровь не была пролита даром - Россия присоединила Крым, а вместе с ним приобрела твердые позиции в Причерноморье и весьма выгодные черноморские торговые пути, экономика российского юга получила новые возможности для развития. Но обеспечить в полной мере стратегические позиции России на юге мог только военный флот. Создание Черноморского флота требовалось всемерно ускорить.

В начале мая 1783 г. Потемкин направил Клокачеву ордер с предписанием принять под командование не только флот, но и Херсонские верфи, оказавшиеся в запущенном состоянии. Капитана над Херсонским портом капитана 1-го ранга И.Т. Овцына Потемкин сместил, временно назначив вместо него капитана 1-го ранга Марко Ивановича Войновича, известного храбростью и честностью, командира строившегося корабля "Слава Екатерины". В конце июля Войновича сменил прибывший по именному указу императрицы капитан 1-го ранга А.П. Муромцев. Войнович вернулся на прежнюю должность и принял участие в спешной достройке своего корабля - первого линейного корабля Российского Черноморского флота. 16 сентября 1783 г. 66-пушечная "Слава Екатерины" была спущена на воду. В мае 1788 г. Потемкин приказал переименовать корабль в "Преображение Господне". Под этим именем корабль участвовал во многих сражениях эскадры Ф.Ф. Ушакова[8].
 
СтаршинаДата: Пятница, 13-Май-2011, 22:54 | Сообщение # 153
Контр.Адмирал
Группа: СТАРШИЙ ПОМОЩНИК КОМАНДИРА
Сообщений: 278
Награды: 17
За хорошию репутации За 50 постов За 150 Постов За 250 Постов
Репутация: 23
Статус: Offline
Новорожденному Черноморскому флоту была необходима хорошая, удобная во всех отношениях база. Такой базой стала Ахтиарская бухта в южной оконечности Крыма. Первым из крупных российских военачальников обратил внимание на Ахтиарскую бухту Александр Васильевич Суворов. Как уже говорилось, генерал-поручик А.В. Суворов командовал войсками, которые Россия ввела в Крым в конце 1776 г. Суворов сразу оценил стратегическое и оперативно-тактическое значение Ахтиарской бухты. "Подобной гавани, - писал он, - не только у здешнего полуострова, но и на всем Черном море другой не найдется, где бы флот лучше сохранен и служащие на оном удобнее и спокойнее помещены быть могли"[9]. 15 июня 1778 г. Суворов разместил по берегам Ахтиарской бухты 6 батальонов пехоты, конницу и артиллерию. Он приказал срочно прикрыть бухту батареями, причем распорядился вести работы тайно, ночью, чтобы стоявшие в бухте турецкие корабли ничего не заметили. Утром 16 июня вахтенные на турецких кораблях внезапно увидели себя под дулами русских береговых батарей. Турецкая эскадра состояла более чем из 10 судов, а русских батарей было всего три, и все же находиться более в бухте турки не рискнули, в ночь на 17 июня они покинули ее акваторию. Встречный ветер мешал движению, туркам пришлось буксировать корабли лодками, и далеко от бухты они не отошли. Как писал Суворов русскому резиденту при дворе Крымского хана Андрею Дмитриевичу Константинову: "Противная погода мешала стамбульцам выход из Ахт[иарской] гав[ани]. Учиня один выстрел, вытянулись они из гавани на лодках, выстрелили 7 раз, далее по румбу напр[авились] к Очакову; 1/2 часу отойти не могли, один фрегат паче других силился к тому, но не превозмог, а ушла лодочка. На сем расстоянии стоят они..."[10]. Уход турецкого флота укрепил режим русского ставленника Шагин-Гирея. Императрица высоко оценила демонстративную акцию Суворова - "за вытеснение турецкого флота из Ахтиарской гавани и от крымских берегов" она пожаловала полководцу украшенную бриллиантами золотую табакерку со своим портретом[11].

В том же 1778 г. Ахтиарскую бухту впервые обследовал с морской точки зрения экипаж фрегата "Осторожный" под командованием капитана 2-го ранга Берсенева[12]. В 1780 г. бухту опять посетил русский корабль. По описанию того времени, берега были пустынны, "все место было дико и покрыто мелким дровяным лесом и кустарником"[13]. Только на северном берегу разместилось татарское селение из 7-9 мазанок под названием Ак-Яр (Белый Утес), по имени его и бухта долгое время называлась на российских картах Ахтиарской.

Прикрепления: 8060596.jpg (165.1 Kb)
 
СтаршинаДата: Пятница, 13-Май-2011, 22:57 | Сообщение # 154
Контр.Адмирал
Группа: СТАРШИЙ ПОМОЩНИК КОМАНДИРА
Сообщений: 278
Награды: 17
За хорошию репутации За 50 постов За 150 Постов За 250 Постов
Репутация: 23
Статус: Offline
17 ноября 1782 г. в бухту вошли русские фрегаты "Храбрый" и "Осторожный" под общим командованием капитана 1-го ранга И.М. Одинцова. Они первыми из русских кораблей остались у Ак-Яра на зимовку. Матросы построили для себя в балке, впоследствии названной Сухарной, небольшую казарму, вырыли четыре колодца. В соседней балке провели килевание фрегатов - наклонили их на борт для очистки днища и киля от наросших ракушек и водорослей. Место, где происходило килевание, впоследствии получило название "килен-балка". В течение зимы экипажи кораблей промерили глубины Северной и Южной бухт, составили их описание и карты. По берегам бухт обнаружили много ключей и колодцев. Теперь, после проведенных обследований, можно было перебазировать в Ахтиарскую бухту все боевое ядро Черноморского флота. Но сначала позаботились о береговой и противодесантной обороне - в середине апреля 1783 г. на берега бухты прибыл гренадерский батальон, а в конце апреля - Капорский и Днепровский полки и полевая артиллерия. Войска построили казармы и склады ("Ахтиарский магазин"), начали укреплять берега гавани.

2 мая 1783 г. в Ахтиарскую бухту вошли 11 кораблей Азовской, а затем 17 кораблей Днепровской флотилии. Черноморский флот впервые сосредоточился в своей новой главной базе. Корабли разместились в Южной бухте, которую признали наиболее безопасной.

6 мая командующий флотом вице-адмирал Ф.А. Клокачев, лично осмотрев Ахтиарскую бухту, пришел в полный восторг. Вот что он писал вице-президенту Адмиралтейств-коллегии графу Ивану Григорьевичу Чернышеву, члену Академии наук, бескорыстному ученому и умному руководителю: "При сем не премину я Вашему сиятельству донести, что при самом входе в Ахтиарскую гавань дивился я хорошему ее с моря положению; вошедши и осмотревшись, могу сказать, что во всей Европе нет подобной сей гавани - положением, величиной, глубиной.

Можно в ней иметь флот до 100 линейных судов, ко всему же тому природа устроила лиманы, что сами по себе разделены на разные гавани, то есть - военную и купеческую. Без собственного обозрения нельзя поверить, чтоб так сия гавань была хороша. Ныне я принялся аккуратно сию гавань и положение ее места описывать и, коль скоро кончу, немедленно пришлю карту. Ежели благоугодно будет Ея Императорскому Величеству иметь в здешней гавани флот, то на подобном основании надобно здесь будет завести порт, как в Кронштадте"[14]. 13 июля 1783 г. карту отослали в Адмиралтейств-коллегию, там на ее основе принялись разрабатывать планы будущего города.

А пока в Петербурге готовили планы города, 3 июня 1783 г. на западном берегу Южной бухты моряки заложили три первых каменных дома: часовню, кузницу для Адмиралтейства и дом для контр-адмирала Ф.Ф. Мекензи (с 8 мая 1783 г. он возглавил Черноморскую эскадру вместо отбывшего в Херсон Ф.А. Клокачева). В южной части гавани, на Николаевском мысу, начали строить деревянный шлюпочный причал и лестницу - будущую Екатерининскую, затем Графскую, пристань. Этот день - 3 июня (14 июня по новому стилю) - стал днем основания города. В честь данного события в 1783 г. была отлита медаль "Польза России". Первоначально город назывался Ахтиар, по имени прибрежного татарского селения Ак-Яр. 10 февраля 1784 г. указ Екатерины II узаконил рождение нового города и повелел впредь именовать его Севастополем, что в переводе с греческого значит "Город славы"[15]. После смерти Екатерины II (6 ноября 1796 г.) новый император Павел I в 1797 г. приказал вернуть городу его первое название - Ахтиар. Четыре года город опять назывался Ахтиаром, пока Александр I в 1801 г. не переименовал его окончательно в Севастополь[16].

Историческая дата: 13 мая 1783 года

 
СтаршинаДата: Воскресенье, 15-Май-2011, 07:04 | Сообщение # 155
Контр.Адмирал
Группа: СТАРШИЙ ПОМОЩНИК КОМАНДИРА
Сообщений: 278
Награды: 17
За хорошию репутации За 50 постов За 150 Постов За 250 Постов
Репутация: 23
Статус: Offline
Подвиг брига "Меркурий"

Это произошло 14 мая 1829 года в дни русско-турецкой войны. Небольшой отряд кораблей российского флота в составе фрегата "Штандарт", бригов "Орфей" и "Меркурий", неся дозорную службу, находился в районе Босфора. Уторм русские корабли неожиданно встретились с шедшей на встречу турецкой эскадрой, в составе которой было 18 судов, в том числе шесть линейных кораблей и два фрегата. Увидев явное превосходство сил противника, русский отряд решил не принимать боя.

Подняв все паруса, "Штандарт" и "Орфей" быстро ушли от погони турецких судов. "Меркурий", скорость которого была меньше, стал отставать и вскоре был настигнут неприятельскимим линейными кораблями "Селимие" и "Реал-бей", на вооружении которых было соответственно 110 и 74 орудия.

Видя неизбежность неравного боя, командир брига капитан-лейтинант А.И. Казарский собрал офицеров. Выступивший первый по званию поручик корпуса флотских штурманов И. Прокофьев высказал общее мнение- принять решительный бой, а в случае захвата корабля противником - взорвать его. Это решение было объявлено всему экипажу. Матросы и офицеры стали готовиться к бою. На шпиль у входа в крюйт-камеру был положен заряженный пистолет, чтобы при необходимости из него осуществить взрыв боезапаса.

Тем временем неприятельские линейные корабли уже приблизились на расстояние орудийного выстрела и открыли огонь из носовых пушек. Имея десятикратное превосходства в артиллерии, враг предвкушал легкую добычу. Ведь на крошечном русском суденышке было всего лишь восемнадцать орудий! "Селимие", пытаясь дать боротвой залп по рангоуту брига, стал выходить с правого борта, но умелым маневром Казарский оставил противника на кормовых курсовых углах. Несколько позднее другой турецкий корабль все же сумел занять огневую позицию с левого борта, и "Меркурий" попал под перекстный огонь.

Пользуясь парусами и веслами, экипаж "Меркурия" мастерски уклонялся от залпов неприятельских кораблей, подставляя им корму. При этом русские моряки сами вели меткий ответный огонь из всех орудий и ружей.

Около четырех часов велся этот беспримерный в истории неравный бой. Вот уже, получив тяжелые повреждения, лег в дрейф "Селимие". Но "реал-бей" все еще продолжал жестокий обстрел русского брига. Наконец он тоже получил попадание в переднюю мачту и стал отставать. А "Меркурий", несмотря на то, что им было получено двадцать два попадания в корпус и около трехсот - в паруса, такелаж и рангаут, на следующий день с победой присоединился к Черноморской эскадре. Из героического экипажа брига четыре человека были убиты и восемь,в том числе и его капитан, получили ранения. Урон, понесенный врагами, был значителен, а позор поражения двух сильнейших линейных кораблей турецкого флота от маленького русского брига - неизмерим.

Бриг "Меркурий" заложен 28 января (9 февраля) 1819 года в Севастополе, спущен на воду 7(19) мая 1820 года.

Источник: minonosec.ru

Читайте также: "Потомству в пример". 180 лет подвигу брига "Меркурий"

Историческая дата: 14.05.1829

Прикрепления: 9722039.jpg (10.4 Kb)
 
СтаршинаДата: Четверг, 19-Май-2011, 03:25 | Сообщение # 156
Контр.Адмирал
Группа: СТАРШИЙ ПОМОЩНИК КОМАНДИРА
Сообщений: 278
Награды: 17
За хорошию репутации За 50 постов За 150 Постов За 250 Постов
Репутация: 23
Статус: Offline
Балтийский флот

18 мая 1703 года флотилия из 30 шлюпок с солдатами Преображенского и Семеновского полков под командованием Петра I одержала первую боевую победу, захватив в устье Невы два шведских военных судна — «Гедан» и «Астрильд».

Все участники того боя получили специальные медали с надписью «Небываемое бывает».

Этот день и принято считать днем рождения Балтийского флота России.

Сегодня старейший флот России представляет собой разновидовое оперативно-стратегическое объединение, способное эффективно действовать на море, в воздухе и на суше. В его состав входят более 100 боевых кораблей, более 150 самолетов и вертолетов морской авиации.

Источник: www.calend.ru

Историческая дата: 18.05.1703

Прикрепления: 4503898.gif (6.8 Kb)
 
СтаршинаДата: Четверг, 19-Май-2011, 03:28 | Сообщение # 157
Контр.Адмирал
Группа: СТАРШИЙ ПОМОЩНИК КОМАНДИРА
Сообщений: 278
Награды: 17
За хорошию репутации За 50 постов За 150 Постов За 250 Постов
Репутация: 23
Статус: Offline
Основание Кронштадта

В конце навигации 1703 года шведы покидают Невскую губу. Пётр I, получив сведения об этом событии, сразу выходит в Финский залив к острову Котлин для промеров глубин. Промеры показали, что большие корабли могут подойти к Неве только по узкому проходу около самого острова Котлин. К югу и северу от острова — множество мелей и валунов. Отъезжая в Петербург, Пётр I велел рубить крепость рядом с островом Котлин для защиты Петербурга от шведов. Макет крепости, изготовленный самим Петром, был прислан из Воронежа в конце 1703 года. Начались работы. Рубили ящики-ряжи, которые закладывали камнями и опускали под лёд. На таком основании установили трёхъярусную деревянную башню крепости. Все работы выполняли солдаты полков Толбухина, Островского, Трейдена и Гамонтова.

«Мая в 7-й день изволил Великий Государь идти со всеми ближними людьми и с новгородским митрополитом и с прочими властями из Петербурга, водою в судах, на взморье к Котлину острову, в новую крепость, которая построена против того острова на воде, на самом проходе корабельном зимою, когда лёд был, деревянная и, нагрузи каменьем, впущена в воду и несколько в ней пушек поставлено, мимо которой невозможно без препятствий ни одному кораблю в устье пройти. И в прибытие Его Великого Государя, тогда наречена оная крепость Кроншлот, сиречь коронный замок, и торжество в ней было тридневное».

Крепость представляла собой десятигранник с наибольшей шириной около 29 метров и длиной стороны в 9 метров. Высота башни от ординара была около 37 метров. Вооружение крепости составляло около 14 пушек.

Шведы не заставили себя долго ждать. 12 июня 1704 года у крепости появилась эскадра вице-адмирала Депру, состоящая из линейного корабля, пяти фрегатов и восьми небольших судов. Эскадра прикрывала восьмитысячный корпус генерала Мейделя, шедший на Петербург по суше.

Обстрел продолжался двое суток: «но ни единая бомба в Кроншлот не попала, понеже та крепость малая, а шведские бомбардирские корабли стояли в дальнем разстоянии, и невозможно никаким образом бомбам с корабля в него трафить». Шведы высадили десант на остров Котлин. Но поражение Мейделя заставило шведов уйти.

В 1705 году эскадра адмирала Анкерштерна, состоящая из 22 кораблей, вышла для захвата Петербурга. Русский флот вышел к берегам острова Котлин, куда и прибыл 24 мая командующий флотом вице-адмирал К. И. Крюйс. На острове были установлены несколько батарей, которые усилили орудиями, снятыми с кораблей.
Прикрепления: 6619347.jpg (126.5 Kb)
 
СтаршинаДата: Четверг, 19-Май-2011, 03:32 | Сообщение # 158
Контр.Адмирал
Группа: СТАРШИЙ ПОМОЩНИК КОМАНДИРА
Сообщений: 278
Награды: 17
За хорошию репутации За 50 постов За 150 Постов За 250 Постов
Репутация: 23
Статус: Offline
4 июня заметили шведскую эскадру. 6 июня шведы разделили эскадру на три части, и начали атаку. Корабли вице-адмирала Депру начали обстрел Кроншлота. Арьергард, под командованием вице-адмирала Шпара, атаковал батарею Толбухина на косе, — после длительного обстрела шведы высадили десант, который был отброшен в залив контратакой русских солдат. Шведы потеряли 300 человек убитыми, 2 офицера и 29 солдат взяли в плен. 7 июня из Петербурга доставили 2 мортиры и 218-фунтовые пушки, которые установили на батарее Св. Яна.

Утром 10 июня шведы повторили атаку. Корабли под командованием Шпара обстреливали Лесную батарею, корабли под командованием Депру — Кроншлот, корабли под командованием Анкенштерна — фрегат «Дефам» с флагом Крюйса. Из письма Крюйса: «Мне случилось своими глазами видеть, как щепы от бомбардирских их судов вверх летели».

Сражения у крепости показали, что размещение орудий в крепости по кругу делало стрельбу неэффективной. Капитан Лейн произвёл замеры, сделал чертёж новой крепости. В январе 1716 года приступили к строительству «Нового Кроншлота»: «Новаго Кроншлота срублено выше воды аршин и ныне оные срубы всеми людьми и лошадьми возят на лёд ... и в воду опущены и камнем грузят». Материалов не хватало, не хватало и людей. Работные люди не подчинялись Лейну. Потребовалось вмешательство Петра. По его указанию, часть людей была переброшена на битьё свай и рубку венцов для крепости. Дело пошло. И в мае 1717 года на Кроншлоте были установлены первые пушки.

Форт «Новый Кроншлот» был окончательно построен лишь в мае 1724 года. Новый форт теперь имел внутреннюю гавань с тремя воротами, защищённую стенками, на которых располагались брустверы и батареи.

В 1741 году башню крепости ремонтировали, и под неё подвели каменный фундамент, а в 1747 году её разобрали в связи с ветхостью. Были разработаны проекты восстановления башни — один предполагал восстановить её в прежнем виде, а другой предусматривал строительство в камне.

В 1749 году Сенат одобрил строительство башни в каменном исполнении. С 1753 по 1756 год велись работы по устройству нового каменного фундамента башни. Но, проект скоро пересмотрели. По новому проекту требовалось переделывать фундамент, на что не хватало ресурсов. Строительство приостановилось. Но, из чертежей 1747 года мы знаем, как примерно выглядела первая башня Кроншлота.

В конце ХVIII века стены форта ремонтировали и возводили облицовку из гранита, одновременно со строительством гаваней. А в 1803 году построили пороховой погреб в гавани Кроншлота.
 
СтаршинаДата: Четверг, 19-Май-2011, 03:32 | Сообщение # 159
Контр.Адмирал
Группа: СТАРШИЙ ПОМОЩНИК КОМАНДИРА
Сообщений: 278
Награды: 17
За хорошию репутации За 50 постов За 150 Постов За 250 Постов
Репутация: 23
Статус: Offline
Много бедствий доставляла Кроншлоту стихия. В 1824 году наводнением были полностью разрушены фланги четырёх батарей, а остальные нуждались в восстановлении. В 1836 году появился проект по постройке на месте старой башни Кроншлота тюрьмы, но этот проект был отклонён, видимо по причине слишком откровенных ассоциаций — ведь форт встречал корабли , идущие в Санкт-Петербург.

Новый проект реконструкции Кроншлота был составлен Великим Князем Константином Николаевичем и был доложен императору Николаю I в мае 1848 года. По этому проекту предполагалось возвести три батареи. В результате рассмотрения проекта было решено возвести, в первую очередь, западную казематированную батарею. Окончательно разработать проект поручили И. А. Заржецкому, которого в 1850 году Николай I назначает строителем этой батареи. 1 августа 1850 года были начаты работы.

В 1853 году строительство посетил император Николай I. Он осмотрел строительство, и пожаловал рабочим людям по полтине серебра на человека. Николаевская батарея из-за различных изменений была закончена в 1863 году. Это была одноярусная казематированная батарея с ярусом открытой обороны на грунтовой обсыпке, защищавшей своды нижнего яруса. Батарея стала мощной преградой для своего времени на пути кораблей по рейду.

Между фортами «Александр I» и «Пётр I», а чуть позже — фортами «Кроншлот» и «Пётр I» в 1854 году было установлено первое в мире минное подводное заграждение. Протяжённость минной позиции, оснащённой минами Якоби, составила 555 метров.

В 1896 году военный министр подписал указ об исключении фортов «Кроншлот», «Пётр I», «Александр I», и батареи «Князь Меншиков» из состава оборонительных сооружений. Появление новых видов вооружения в конце XIX века заставило искать новые способы защиты. Фугасные снаряды были в состоянии пробить 3-метровую толщу бетона, дальность стрельбы достигла 10—11 км. В последующие годы форт «Кроншлот» использовался, в основном, для хранения боеприпасов. Во время Первой мировой войны Николаевскую батарею надстроили кирпичным этажом, в котором оборудовали казармы. В таком виде она и сохранилась до наших дней. Во время Великой Отечественной войны в Кроншлоте размещались зенитные орудия и часть, защищавшая Кронштадт от десанта. В послевоенные годы здесь разместили лабораторию по размагничиванию кораблей. Доведённый до плачевного состояния «Коронный замок», с которого начиналась история Кронштадта, сегодня «отметил» своё 300-летие. Но, остаётся только надежда на золотые годы Кроншлота, который будет встречать приходящие корабли блеском, напоминающим славные годы Государства Российского.

Источник: www.pobeda.ru

Историческая дата: 18.05.1704

 
СтаршинаДата: Суббота, 21-Май-2011, 05:47 | Сообщение # 160
Контр.Адмирал
Группа: СТАРШИЙ ПОМОЩНИК КОМАНДИРА
Сообщений: 278
Награды: 17
За хорошию репутации За 50 постов За 150 Постов За 250 Постов
Репутация: 23
Статус: Offline
Умер Христофор Колумб

КОЛУМБ Христофор (осень 1451, Генуя 20 мая 1506, Вальядолид), мореплаватель, испанский адмирал (1492), вице-король «Индий» (1492), первооткрыватель Саргассова и Карибского морей, Багамских и Антильских островов, части северного побережья Южной Америки и карибской береговой черты Центральной Америки.

Три четверти жизни в плавании
Среди великих деятелей мировой цивилизации мало кто может сравниться с Колумбом по числу публикаций, посвященных его жизни, и одновременно по обилию «белых пятен» в биографии. Более или менее уверенно можно утверждать, что по происхождению он генуэзец и около 1465 поступил на генуэзский флот, через некоторое время получил тяжелое ранение. До 1485 плавал на португальских судах, жил в Лиссабоне и на островах Мадейра и Порту-Санту, занимаясь торговлей, составлением карт и самообразованием. Не выяснено, когда и где он составил проект западного, по его мнению, кратчайшего морского пути из Европы в Индию; проект был основан на античном учении о шарообразности Земли и на неверных расчетах ученых 15 в. В 1485 после отказа португальского короля поддержать этот проект Колумб перебрался в Кастилию, где с помощью андалусских купцов и банкиров добился организации под своей командой правительственной морской экспедиции.

Первая экспедиция (1492-93) в составе 90 человек на 3-х судах «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» вышла из Палоса 3 августа 1492, от Канарских островов повернула на запад, пересекла Атлантический океан, открыв Саргассово море, и достигла острова в Багамском архипелаге, названного путешественником Сан-Сальвадор, где Колумб высадился 12 октября 1492 (официальная дата открытия Америки). Долгое время (1940-82) Сан-Сальвадором считался остров Уотлинг. Однако, наш современник американский географ Дж. Джадж в 1986 обработал на компьютере все собранные материалы и пришел к выводу: первой увиденной Колумбом американской землей был остров Самана (120 км юго-восточнее Уотлинга). 14-24 октября Колумб подходил еще к нескольким Багамским островам, а 28 октября 5 декабря открыл часть северо-восточного побережья Кубы. 6 декабря достиг острова Гаити и двинулся вдоль северного берега. В ночь на 25 декабря флагман «Санта-Мария» сел на риф, но экипаж спасся. Впервые в истории мореходства по приказу Колумба под матросские койки были приспособлены индейские гамаки. Колумб на «Нинье» 15 марта 1499 вернулся в Кастилию. Политическим резонансом плавания Колумба явился «папский меридиан»: глава католической церкви установил в Атлантике демаркационную линию, указавшую соперничавшим Испании и Португалии различные направления для открытий новых земель.

Вторая экспедиция (1493-96), которую возглавил адмирал Колумб, в должности вице-короля вновь открытых земель, состояла из 17 судов с экипажем 1,5-2,5 тыс. человек. 3-15 ноября 1493 Колумб открыл острова Доминику, Гваделупу и около 20 Малых Антильских островов, 19 ноября остров Пуэрто-Рико. В марте 1494 в поисках золота совершил военный поход в глубь острова Гаити, летом открыл юго-восточный и южный берега Кубы, острова Хувентуд и Ямайку. В течение 40 дней Колумб обследовал южное побережье Гаити, завоевание которого продолжил в 1495. Но весной 1496 отплыл домой, завершив второе плавание 11 июня в Кастилии. Колумб известил об открытии нового пути в Азию. Начавшаяся вскоре колонизация новых земель вольными поселенцами обходилась испанской короне очень дорого, и Колумб предложил заселять острова уголовниками, вдвое сократив им срок наказания. С огнем и мечом, грабя и разрушая страну древней культуры, по земле ацтеков Мексике прошли военные отряды Кортеса, по земле инков Перу отряды Писарро.

Третья экспедиция (1498-1500) состояла из шести судов, три из которых сам Колумб повел через Атлантику. 31 июля 1498 открыл остров Тринидад, вошел в залив Пария, обнаружил устье западного рукава дельты Ориноко и полуостров Пария, положив начало открытию Южной Америки. Выйдя в Карибское море, подходил к полуострову Арая, открыл 15 августа остров Маргарита и 31 августа прибыл на Гаити. В 1500 по доносу Колумб арестован и, закованный в кандалы (которые потом хранил всю жизнь), был отправлен в Кастилию, где его ждало освобождение.

Прикрепления: 3404161.jpg (3.0 Kb)


Сообщение отредактировал Старшина - Суббота, 21-Май-2011, 05:51
 
СтаршинаДата: Суббота, 21-Май-2011, 05:51 | Сообщение # 161
Контр.Адмирал
Группа: СТАРШИЙ ПОМОЩНИК КОМАНДИРА
Сообщений: 278
Награды: 17
За хорошию репутации За 50 постов За 150 Постов За 250 Постов
Репутация: 23
Статус: Offline
Добившись разрешения продолжать поиски западного пути в Индию, Колумб на четырех судах (четвертая экспедиция, 1502-04) достиг 15 июня 1502 острова Мартиника, 30 июля Гондурасского залива, где впервые встретил представителей древней цивилизации майя, но не придал этому значения. С 1 августа 1502 по 1 мая 1503 открыл 2000 км карибских берегов Центральной Америки (до залива Ураба). Не найдя прохода к западу, он повернул на север и 25 июня 1503 потерпел крушение у берегов Ямайки. Помощь из Санто-Доминго пришла только через год. В Кастилию Колумб вернулся 7 ноября 1504 уже тяжело больным.

Последние годы жизни и значение открытий
Болезнь, бесплодные и тягостные переговоры с королем о восстановлении прав, безденежье подорвали последние силы Колумба, и 20 мая 1506 он умер. Его открытия сопровождались колонизацией земель, основанием испанских поселений, жестоким порабощением и массовым истреблением отрядами конкистадоров коренного населения, названного «индейцами». Колумб не был первооткрывателем Америки: острова и побережье Северной Америки посещались норманнами за сотни лет до него. Однако только открытия Колумба имели всемирно-историческое значение. То, что он нашел новую часть света, было окончательно доказано плаванием Магеллана.

Колумб как человек
Роста Колумб был выше среднего, крепкого и ладного телосложения. Его рыжеватые в юности волосы рано поседели, отчего он выглядел старше своих лет. На продолговатом морщинистом и обветренном лице с бородкой выделялись живые голубые глаза и орлиный нос. Его отличали вера в божественное провидение и предзнаменования, и в то же время редкостная практичность, болезненное самолюбие и подозрительность, страсть к золоту. Он обладал острым умом, даром убеждения и разносторонними познаниями. Колумб был дважды женат и имел двоих сыновей. Его имя носят: государство в Южной Америке, провинция Канады, Федеральный округ и река в США, столица Шри-Ланки, а также множество рек, гор, озер, водопадов, мысов, городов, парков, скверов, улиц и мостов в разных странах. В Барселоне поставлен памятник Колумбу (1882-88, архитектор К. Буичас, скульпторы Х. Льимона и А. Виланова).

Источник: km.ru, автор: В. И. Магидович

Историческая дата: 20.05.1506

Прикрепления: 4211756.jpg (6.5 Kb)
 
СтаршинаДата: Вторник, 24-Май-2011, 02:20 | Сообщение # 162
Контр.Адмирал
Группа: СТАРШИЙ ПОМОЩНИК КОМАНДИРА
Сообщений: 278
Награды: 17
За хорошию репутации За 50 постов За 150 Постов За 250 Постов
Репутация: 23
Статус: Offline
Адмирал Евгений Алексеев

Контр-адмирал Алексеев Евгений Иванович (1843-1909) - внебрачный сын Александра II. На военно-морской службе, контр-адмирал. В 1899-1903 годах главный начальник и командующий войсками Квантунской области и морскими силами Тихого океана. С 1903 года наместник имератора на Дальнем Востоке. // Евгений Иванович Алексеев, адмирал, главнокомандующий русской армией на Дальнем Востоке во время Русско-японской войны.Родился в Петербурге 23 мая 1843 года. Он был внебрачным сыном Александра II и с 13 лет воспитывался в Морском кадетском корпусе. До начала 1890-х годов карьера Алексеева была вполне обычной: он командовал крейсерами "Африка" и "Адмирал Корнилов", а в середине 1880-х был агентом Морского министерства во Франции. Первый адмиральский чин Алексеев получил в 49 лет — после успешного путешествия по Востоку с наследником престола Николаем Александровичем, Вступив на престол, Николай II стал активно продвигать своего дядю: в 1895 году сделал его командующим Тихоокеанской эскадрой, в 1899-м — главным начальником Квантунской области и главнокомандующим морскими силами Тихого океана, а в 1903-м — императорским наместником на Дальнем Востоке. Адмирал стал одним из главных сторонников "маленькой победоносной войны" с Японией и активной русской экспансии в Дальневосточном регионе. Но начало военных действий в 1904 году обернулось для адмирала чередой неудач, и уже в октябре его сменил на посту главнокомандующего генерал Куропаткин. В июне 1905-го было формально упразднено и дальневосточное наместничество, после чего Алексеев стал членом Государственного совета.

Источник: seadogs.ru

Историческая дата: 23.05.1843

Прикрепления: 7830833.jpg (18.5 Kb)
 
СтаршинаДата: Среда, 25-Май-2011, 03:20 | Сообщение # 163
Контр.Адмирал
Группа: СТАРШИЙ ПОМОЩНИК КОМАНДИРА
Сообщений: 278
Награды: 17
За хорошию репутации За 50 постов За 150 Постов За 250 Постов
Репутация: 23
Статус: Offline
Крейсер "Аврора"

На верфи Нового Адмиралтейства в Санкт-Петербурге был спущен на воду бронепалубный крейсер «Аврора».
Разработка проекта бронепалубного крейсера для Тихого океана началась в марте 1895 года, основные работы завершились к лету 1896 года, и было принято решение строить три однотипных крейсера на петербургских верфях. Сразу же на стапелях верфи «Галерного островка» начались работы по строительству двух крейсеров «Паллада» и «Диана», а в сентябре в Новом адмиралтействе развернулись работы по строительству третьего крейсера, который 31 марта 1897 года получил название «Аврора», в честь фрегата «Аврора», защищавшего Петропавловск-Камчатский в годы Крымской войны 1853-1856 годов. 24 мая 1900 года под гром артиллерийского салюта стоящих на Неве кораблей крейсер «Аврора» был спущен на воду. Два года велись достроечные работы. В сентябре 1903 года крейсер вступил в состав боевых сил русского флота. Поскольку крейсер предназначался для усиления морских сил на Тихом океане, где назревал конфликт с Японией и куда уже перешли однотипные «Паллада» и «Диана», корабль начал срочную подготовку к своему первому длительному переходу в Порт-Артур. «Аврора» под командованием капитана 1 ранга И.Сухотина вышла из Кронштадта 25 сентября 1903 года и присоединилась в Средиземном море к отряду контр-адмирала А.Вирениуса. Но крейсеру не суждено было дойти до места назначения. Вести о вероломном нападении японского флота на Порт-Артур застали «Аврору» в африканском порту Джибути. Дальнейшее плавание было прервано, и корабль вернулся на Балтику в апреле 1904 года, где был включен в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, формируемой для боевых действий на Дальнем Востоке. 2 октября 1904 года огромная эскадра под командованием контр-адмирала 3.Рожественского вышла из Либавы в свой беспримерный поход через три океана навстречу неприятелю. В походе «Аврора» зарекомендовала себя как один из лучших кораблей эскадры. В бою крейсер получил серьезные повреждения, погибли 10 человек, в том числе командир крейсера Е.Егорьев. На Балтику крейсер вернулся в феврале 1906 года. «Аврора» прошла серьезный ремонт и модернизацию, в ходе которой изменилось его вооружение, системы приборов управления артиллерийским огнем и внутреннее расположение. До начала первой мировой войны «Аврора» каждую морскую кампанию совершала заграничные плавания, на крейсере проходили практику гардемарины и кадеты Морского корпуса, юнги и ученики школы строевых унтер-офицеров. В первую мировую войну крейсер включили во вторую бригаду крейсеров Балтийского моря. В 1915 году крейсер прошел новую модернизацию. В ходе нового ремонта в 1916-1917 годах команда крейсера попала под влияние революционной агитации и активно поддержала февральскую революцию. Командир крейсера М.Никольский был убит, экипаж избрал судовой комитет, нового командира и старшего офицера. 25 октября 1917 года «Аврора» получила приказ по сигнальной ракете открыть огонь по Зимнему дворцу. В 1918 году с «Авроры» из-за отсутствия топлива и других видов снабжения сняли орудия для вооружения кораблей речных и озерных флотилий. В конце 1922 года было принято решение о восстановлении «Авроры» в качестве учебного корабля. В 1923-1933 годах крейсер обеспечивал практику курсантов ВМУЗ, совершил несколько заграничных плаваний, участвовал в маневрах Балтфлота. Однако из-за плохого состояния котлов и механизмов «Аврора» в конце 1930 годов стала несамоходной учебной базой, а в зимнее время использовалась как плавбаза подводных лодок. После завершения Великой Отечественной войны было принято решение о восстановлении крейсера в качестве корабля-памятника и учебного корабля. С крейсера были сняты котлы и бортовые машины, гребные винты, кронштейны боковых валов и сами валы, часть вспомогательных механизмов. После окончания ремонта в 1948 году крейсер до 1961 года был учебной базой для воспитанников Ленинградского нахимовского училища. Впоследствии «Аврора» стала кораблем-музеем, филиалом Центрального военно-морского музея, в этом качестве и сохраняется по настоящее время.

Источник: РИА Новости

Историческая дата: 24.05.1900
Прикрепления: 3189311.jpg (47.2 Kb)
 
СтаршинаДата: Среда, 25-Май-2011, 03:24 | Сообщение # 164
Контр.Адмирал
Группа: СТАРШИЙ ПОМОЩНИК КОМАНДИРА
Сообщений: 278
Награды: 17
За хорошию репутации За 50 постов За 150 Постов За 250 Постов
Репутация: 23
Статус: Offline
"Бисмарк" против "Худа"

Рано утром в Датском проливе германский линкор «Бисмарк» потопил гордость британского флота линейный крейсер «Худ», с которого спаслось лишь три моряка из команды 1417 человек. «Худ» взорвался, разломился на три части и утонул за считанные минуты.

"Часы показывали 5.50. Британский и германский адмиралы увидели друг друга одновременно. Дистанция стремительно сокращалась, и артиллеристы лихорадочно наводили орудия. Лютьенс крикнул:

— Огонь!

От сотрясения лед, облепивший башни, превратился в крошку, которую тут же унес ветер. Линейный крейсер «Худ» под адмиральским флагом шел впереди, за ним следовал линкор «Принц Уэльский». Оранжевые вспышки мелькнули на горизонте, подобно далеким зарницам. Через несколько секунд британские снаряды врезались в утреннее море, подняв коричневые фонтаны воды вокруг «Бисмарка». С помощью сильных линз Лютьенс пытался сократить 12 миль, отделявшие его от Холланда.

— Корабль справа имеет 2 трубы, мачту с мостиками на ней и 2 кормовые башни,- сказал он.- Это может быть «Худ». Сосредоточить огонь на нем!

Капитан 1 ранга Бринкманн разворачивал «Принц Ойген», чтобы ввести в действие орудия всего борта, когда с ужасающим грохотом «Бисмарк» дал второй залп. В 5.53 Лютьенс радировал в Германию: «Веду бой с двумя тяжелыми кораблями».

Эскадра Холланда имела 8 орудий калибра 381 мм и 10 орудий калибра 356 мм, то есть располагала явным превосходством в огневой мощи. Однако Холланд увидел немцев почти прямо по курсу, справа по носу, то есть он не мог использовать кормовые башни. Это сократило его огневую мощь вдвое в момент завязки боя. Зато идущие на юг «Бисмарк и «Принц Ойген» могли вести огонь всем бортом. В первые секунды боя «Худ» стрелял очень неточно. «Принц Уэльский» сразу открыл огонь по «Бисмарку», но потратил почти 40 снарядов, прежде чем добился накрытия. «Худ» сначала стрелял по «Принцу Ойгену», но его стрельба была очень неточной, и германский крейсер лишь обдавало брызгами от близких всплесков.

В 5.57 адмирал Холланд приказал повернуть так, чтобы в бой могли вступить кормовые башни «Худа». Но второй залп «Бисмарка» уже находился в воздухе. Через несколько секунд тяжелые бронебойные снаряды попали в кранцы первых выстрелов у зенитных орудий «Худа». Начался сильный пожар, который быстро охватил всю среднюю часть корабля. За кормой флагмана «Принц Уэльский» старался удержаться в кильватерной струе адмирала. Часы показывали 6.00, «Худу» оставалось жить еще 3 минуты.

Дистанция 22000 метров или 12 морских миль. Шнейдер приказал дать третий залп. Он обрушился на «Худ», подобно гигантскому железному кулаку, разорвал его палубы и проник глубоко в трюм, прямо в артиллерийские погреба. Ужасный вулканический взрыв снес одну из башен «Худа», и она закувыркалась в сером небе, словно спичечный коробок. В небо поднялся столб пламени. Потоки воды ринулись сквозь огромные пробоины в корпусе линейного крейсера и моментально потушили пожары. «Худ» начал быстро погружаться, главную палубу окутали облака дыма и пара. Корма корабля была разворочена и превратилась в груду железа. Пламя охватило надстройку, и «Худ» теперь был просто жалкой руиной. Шедший ему в кильватер «Принц Уэльский» едва успел повернуть, чтобы не столкнуться с обломками флагмана. Через минуту могучий «Худ» повалился на левый борт и исчез под водой. Он унес вместе с собой адмирала Холланда, 94 офицера и 1324 матроса. Позднее из нефтяного пятна эсминцам удалось поднять только 1 мичмана и 2 матросов. Это были единственные уцелевшие свидетели самого унизительного поражения британского флота.

Когда «Худ» взорвался, экипаж «Бисмарка» разразился дикими криками".

Источник: Тулейя Т., "Сумерки морских богов"

Историческая дата: 24.05.1941
Прикрепления: 9505323.jpg (16.1 Kb)
 
СтаршинаДата: Среда, 25-Май-2011, 03:34 | Сообщение # 165
Контр.Адмирал
Группа: СТАРШИЙ ПОМОЩНИК КОМАНДИРА
Сообщений: 278
Награды: 17
За хорошию репутации За 50 постов За 150 Постов За 250 Постов
Репутация: 23
Статус: Offline
Ядерная авария на "К-27"

24 мая 1968 в 11.35 на атомоходе «К-27» произошла самая страшная ядерная авария.

Пятеро моряков получили смертельные дозы и умерли в страшных муках в госпитале. А после ядерной аварии – уже на гражданке – ушли из жизни десятки подводников. Из всех членов экипажа сегодня в живых осталась половина, многие признаны инвалидами.

Свой ратный путь «К-27» и ее экипаж начали в 1963 году, и за пять лет до ядерной катастрофы совершили два уникальных боевых похода – в южную Атлантику и в Средиземное море. В первом испытательном походе экипаж подлодки под командованием Ивана Гуляева установил мировой рекорд непрерывного пребывания под водой – 52 суток без всплытия. Именно эта легендарная субмарина первой из советских атомоходов совершила плавание в Средиземное море.

Фото rosbalt.ru

Историческая дата: 24.05.1968
Прикрепления: 5770707.jpg (23.0 Kb)
 
Форум » КАЮТ-КОМПАНИЯ » Кают-компания » Этот день в истории (История ВМФ)
Поиск:
     Минипрофиль
Привет, Балласт

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
     Поиск
     Статистика
Design by TeSaKDiAbLo© 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz