Подлодка М-200 "Месть" 31 марта 1940 года в Ленинграде на Новом Адмиралтействе была заложена головная лодка "М-200" новой, XV серии. Принципиальными отличиями этой серии от предыдущих "Малюток" были: двухвальная дизель-электрическая ходовая установка и четыре носовых торпедных аппарата. Из 22 запланированных к постройке лодок этой серии сдали флоту в ходе войны только 4. "М-200" была спущена на воду 17 июля 1941 года, но средств на ее достройку не было. Через год по инициативе Л.М. Лободенко (вдовы погибшего в 1941 году военкома бригады подводных лодок Северного флота полкового комиссара В.М. Лободенко) семьями моряков-североморцев и жителями Горьковской области были собраны денежные средства на постройку подводной лодки "Месть". На эти средства была достроена "М-200". 20 марта 1943 года лодка вступила в строй и через 9 дней вошла в состав Каспийской военной флотилии. В конце мая она и еще 5 подводных лодок были переведены из Астрахани по внутренним водным путям в Заполярье и включены в состав Северного флота. 18 июня 1943 года приказом НК ВМФ "М-200" было официально присвоено название "Месть".
"М-200" под командованием капитана 3 ранга В.А. Тураева, а затем капитан-лейтенанта В.Л. Гладкова совершила 6 боевых походов. После войны лодку по железной дороге отправили из Мурманска в Ленинград и в июле 1945 года включили в состав Балтийского флота, где она исправно служила еще 11 лет.
21 ноября 1956 года около 8 часов вечера недалеко от Таллинна "М-200" столкнулась с эсминцем "Статный". Острый форштевень эсминца проломил борт подводной лодки, которая, встав почти вертикально, начала медленно погружаться. Из воды сразу были спасены 6 человек. Отсутствие четко налаженных спасательных работ привело к тому, что "М-200" подняли только на 6 день. На лодке погибло 28 моряков.
Источник: www.rosflot.ru, автор: А.Н. Болосов, кандидат технических наук
Советская АПЛ таранит "Китти Хоук" 21 марта 1984 года советская АПЛ проекта 671РТ (водоизмещение 6085/4250 тонн) кормой пропорола 40 метров днища американского авианосца "Китти Хоук". Она лишилась гребного винта, авианосец встал на ремонт.
Источник: Министерство обороны Российской Федерации
336-я Отдельная Гвардейская Белостокская Начала свою историю 336-я Отдельная Гвардейская Белостокская орденов Суворова и Александра Невского бригада морской пехоты Балтийского флота (ныне единственная гвардейская бригада морской пехоты в ВМФ России).
Миноносец “Строгий” таранит подводную лодку “U-33” К началу 1-й мировой войны подводные лодки представляли уже большую угрозу боевым кораблям и судоходству воюющих сторон. Не располагая к тому времени достаточно эффективными средствами борьбы с подводными лодками, надводные корабли основную ставку делали на таранный удар.
Одним из первых на русском флоте применил этот прием для уничтожения подводной лодки небольшой (водоизмещением всего 300 тонн) миноносец Черноморского флота “Строгий”. 22 марта 1916 года “Строгий” под командованием капитана 2 ранга Г.Г. Чухнина шел в охранении 2 транспортов вдоль побережья Лазистана на северо-востоке Турции. В 8 часов 50 минут в районе Сюрмене с миноносца обнаружили в 4 - 5 кабельтовых по правому траверзу перископ подводной лодки, пытавшейся выйти в торпедную атаку на транспорты. Чухнин приказал увеличить ход и развернул миноносец на лодку. Через минуту из носового 75-мм орудия в направлении лодки сделали несколько выстрелов, недавно появившимися на кораблях, “ныряющими снарядами”, но прямых попаданий отмечено не было. Лодка срочно стала уходить на глубину и в этот момент форштевень “Строгого” ударил по краю ее рубки и перископу. Только малая осадка миноносца (2 метра) не позволила уничтожить германскую подводную лодку “U-33” и отомстить ей за варварское потопление 17 марта близ Сурмене госпитального судна “Португаль”, на котором погибло около 100 человек команды и медицинского персонала. (Командир “U-33” капитан-лейтенант Ганссер дважды атаковал “Португаль” несмотря на опознавательные знаки и окраску госпитального судна. За неоднократные нарушения международных норм ведения войны Ганссер был объявлен военным преступником). “U-33” пришлось срочно отправиться в Босфор на ремонт. “Строгий” получил повреждение одной лопасти винта.
Всего в ходе 1-й мировой войны предположительно от таранных ударов боевых кораблей и судов союзных флотов или от комбинированного воздействия тараном, артиллерией или подрывными зарядами погибло около 20 германских субмарин.
Немало случаев применения таранных ударов по подводным лодкам отмечено и во 2-ю мировую войну. В советском флоте первым (25 ноября 1941 года) таранил и серьезно повредил подводную лодку “U-578” сторожевой корабль Северного флота СКР-25 “Бриз” под командованием лейтенанта В.А. Киреева. До войны сторожевик был обычным рыболовным траулером РТ-64 “Северный полюс”. 8 декабря 1944 года таранным ударом и глубинными бомбами эсминца Северного флота “Живучий” (командир Н.Д. Рябченко) в районе губы Порчниха была потоплена подводная лодка “U-387”.
12 декабря 1944 года при подходе к своей базе подводная лодка Балтийского флота “Лембит” (командир капитан 3 ранга А.М. Матиясевич) под водой случайно столкнулась с вражеской подводной лодкой. Удар стального форштевня “Лембита” был настолько сильным, что “U-479” затонула. 5 ноября 1942 года от таранного удара финской подводной лодки "Ветехинен" погибла советская подводная лодка "Щ-305", 5 июля 1943 года германский корабль ПЛО "Uj-1217" таранил, вынужденную всплыть от полученных повреждений, подводную лодку СФ "М-106" (через 2 месяца "Uj-1217" был взорван торпедой лодки "М-107"), а 6 января 1945 года германский миноносец "Т-33" таранил и потопил подводную лодку БФ "С-4".
К сожалению, случаи повреждения и потопления подводных лодок (в том числе и атомных) от непреднамеренных столкновений были зафиксированы и в последующие, мирные годы.
Источник: www.rosflot.ru, автор: А.Н. Болосов, кандидат технических наук
Постановление СМ СССР о сокращении флота Еще в 30-е годы военный флот стал объектом пристального внимания И.В. Сталина, рассматривавшего его как мощное средство решения глобальных политических задач. «Нет ни одного проекта корабля, нет ни одного орудия, нет ни одного малого или большого вопроса строительства Военно-Морского Флота, который не проходил бы через руки товарища Сталина, и по которому мы не получали бы конкретных указаний» – говорил на XVIII съезде ВКП(б) нарком судостроения И.Ф. Тевосян. Война помешала осуществлению планов Сталина преодолеть очевидную неспособность отечественного флота противостоять морским силам западных держав в океане. Вернее не помешала, а приостановила их осуществление.
Едва только закончилась война, как по приказу Сталина продолжились работы по созданию для советского флота тяжелых крейсеров проекта 82. По замыслу вождя это должен быть «крейсер-пират», «крейсер-бандит» способный уничтожить слабейшего противника и уйти от более сильного. Водоизмещение этого «пирата» должно было составлять 42300 тонн, а стоимость строительства – 1.200.000.000 рублей в ценах 1946 года. В 1951 году в Николаеве и Ленинграде были заложены 2 таких крейсера – «Сталинград» и «Москва». На основе трофейной документации разрабатывались проекты новых линкоров с 18-дюймовыми орудиями. В апреле 1946 года было принято решение о внесении изменений в конструкцию и достройке легких крейсеров проекта 68. Одновременно закладывались и строились десятки новых эсминцев, сторожевиков и подводных лодок. В 1950-1951 годах в состав флота вошли первые пять крейсеров проекта 68К (типа «Чапаев»), которые были заложены еще в 1939 году.
Принятый в соответствии с законом о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства от 18 марта 1946 года план военного судостроения на 1946-1955 годы предусматривал строительство, в лежащей в руинах и потерявшей в сражениях более 25 миллионов своих граждан стране: 2 громадных линкоров проекта 24, 4 тяжелых крейсеров проекта 82, 30 легких крейсеров проекта 68-бис, 188 эсминцев, 177 сторожевых кораблей, 352 различных подводных лодок и большого количества малых кораблей (всего 2482 единицы). Интересно отметить, что в этом плане не было авианосцев, прекрасно зарекомендовавших себя на Тихоокеанском театре военных действий и в Атлантике. Поэтому, принимая во внимание традиционные отставания в графиках строительства больших военных кораблей, к концу 50-х годов советский флот пополнился бы морально устаревшими огромными линкорами и тяжелыми крейсерами с артиллерийским вооружением, не имевшими в море прикрытия с воздуха. И это в начале ракетно-космической эры.
Смерть Сталина положила конец реализации этого 10-летнего плана. 5 марта 1953 года страна узнала о кончине вождя, а уже 23 апреля вышел приказ министра транспортного и тяжелого машиностроения о прекращении всех работ по проекту 82. К этому времени на головном крейсере готовность по корпусу составляла около 90%. Несколько раньше были остановлены исследовательские работы по линкору проекта 24.
Новые руководители страны, армии и флота для достижения стратегического паритета в океане сделали ставку на ракетное оружие и подводный флот. Исходя из положений военной реформы Н.С. Хрущева, крупные корабли являлись «большими мишенями для ракет». Это поставило крест на планах создания больших надводных эскадр, на строящихся и уже построенных кораблях, на судьбах многих моряков.
Вероятно, было бы целесообразнее ввести изменения в проекты строящихся крейсеров, модернизировать почти готовые, тем более что подобные работы широко практиковались в то время в странах НАТО. Но 25 марта 1958 года вышло постановление Совета Министров СССР, по которому прямо на стапеле или после спуска на воду были порезаны на металлолом тяжелые крейсера проекта 82, 7 легких крейсеров проекта 68-бис, 6 эсминцев, 12 подводных лодок, 7 десантных кораблей, 30 тральщиков, 89 торпедных катеров. Всего 240 кораблей и судов. 375 боевых кораблей ставились на консервацию. Экипажи кораблей расформировывались, а многие высококвалифицированные офицеры увольнялись в запас.
Источник: www.rosflot.ru, автор: А.Н. Болосов, кандидат технических наук
На стапеле Балтийского завода в Ленинграде заложен первый отечественный тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 "Киров".
Головной корабль, положивший начало серии тяжёлых атомных ракетных крейсеров, был спущен на воду 27 декабря 1977 года. Он получил наименование «Киров», которое перешло от легендарного краснознамённого крейсера времен Великой Отечественной войны. В 1992 г. корабль был переименован в «Адмирал Ушаков».
30 декабря 1980 г. крейсер завершил испытания и вошел в состав Северного флота. 12 апреля 1981 г. на корабле был торжественно поднят Краснознамённый Военно-морской флаг. В 1984 г. таркр «Киров» вышел в свой первый дальний поход в Средиземное море.
Крейсер неоднократно завоёвывал звание лучшего корабля ВМФ по различным видам боевой подготовки. В январе 1985 его экипажу был вручен вымпел Министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть». За время службы крейсера «Киров» на его борту побывали многие представители руководства, военного командования нашей страны и иностранных государств.
Несколько лет назад таркр «Адмирал Ушаков» был выведен из боевого состава ВМФ, а его имя присвоено одному из действующих эскадренных миноносцев Северного флота.
Источник: Министерство обороны Российской Федерации
Датчан с транспорта изрубили японцы Единственная успешно завершившая поход в Европу (вернувшаяся назад) японская подводная лодка I-18 атаковала датский транспорт. Весь экипаж датчан (92 человека) был изрублен самурайскими мечами.
Десант в порт Николаева В середине марта 1944 года войска левого крыла 3-го Украинского фронта вышли к Николаеву. Чтобы оказать помощь войскам в овладении городом, воспрепятствовать противнику эвакуировать людей и ценности, не дать ему разрушить порт, было решено высадить тактический десант в порт Николаев с задачей отвлечь часть сил противника с фронта. Выполнение задачи было возложено на 384-й отдельный батальон морской пехоты, входивший в состав Одесской военно-морской базы. Для десанта было отобрано 55 моряков-добровольцев, а также 10 саперов и 2 связиста с рацией. В ночь на 26 марта десантный отряд под командованием старшего лейтенанта К.Ф. Ольшанского на семи рыбачьих лодках вышел из поселка Октябрьский в Николаев. Провести отряд добровольно взялся местный житель А.И. Андреев. В 5 часов утра, пройдя 15 км против течения южного Буга, десантники скрытно высадились на окраине порта и заняли здания элеватора.
Противник обнаружил десант только в 8 часов и атаковал его сначала небольшими силами, а затем двумя батальонами пехоты при поддержке танков, орудий, минометов и огнеметов. В течении двух суток десантники отбили 18 ожесточенных атак врага, уничтожив около 700 солдат и офицеров, 2 танка, 4 орудия. Отряд нес потери, но неравный бой продолжался. Когда неприятель подошел вплотную, командир отряда вызвал огонь нашей артиллерии на себя. Горстка раненых во главе со старшиной 2-й статьи К.В. Бочковичем удерживала позицию до утра 28 марта, когда в город ворвались наступающие с фронта войска.
За мужество и героизм всем 67 десантникам было присвоено звание Героя Советского Союза. Из них 55 человек получили это звание посмертно. Погибший в бою проводник А.И. Андреев был удостоен звания Героя только в 1965 году. 384 отдельный батальон морской пехоты получил почетное наименование Николаевский.
Источник: www.rosflot.ru, автор: А.Н. Болосов, кандидат технических наук
27 (15) марта 1848 г. вышел первый номер журнала "Морской сборник"
Журнал "Морской сборник" был создан в качестве официального органа военно-морского ведомства и призван заниматься изучением и распространением военно-морских и технических знаний на флоте. Первым редактором журнала стал капитан I ранга Б.А. Глазенап. Первый тираж журнала составлял 400 экземпляров объемом по 3 печатных листа, который очень быстро разошелся, и его пришлось отпечатать повторно. В дальнейшем тираж был увеличен до 1400 экземпляров, а к 1856 году он достиг уже 6 тысяч экземпляров.
Содержание "Морского сборника" предусматривало освещение не только специальных научно-технических вопросов, но и событий "прошедших времен во всех флотах", публикацию биографий видных деятелей русского флота, описаний "необыкновенных происшествий" и кораблекрушений, сведений о плавании судов и эскадр. В журнале помещали свои работы виднейшие представители военно-морской мысли. "Морской сборник" оказывал большое влияние на развитие военно-морской исторической науки. В журнале работал историк флота А.П. Соколов, написавший около 150 статей. Его последователями стали С.И.Елагин, Ф.Ф. Веселаго, В.Ф. Головачев и другие. С журналом активно сотрудничали Г.И. Бутаков, К.Н. Посьет, С.С. Лесовский, И.А. Шестаков, С.О. Макаров, ученые Д.И. Менделеев, А.Н. Крылов и многие другие выдающиеся военно-морские деятели, кораблестроители и ученые.
Наряду с материалами по военно-морскому искусству, кораблестроению, военно-морской технике, мореплаванию, истории в журнале печатались публицистические статьи Д.В. Григоровича, В.И. Дали, художественные произведения И.А. Гончарова, А.Н. Островского, А.Ф. Писемского, К.М. Станюковича.
После 1917 года "Морской сборник" стал выступать в качестве научно-теоретического журнала РККФ. За большой вклад в дело укрепления отечественного Военно-морского флота в 1980 году журнал был награжден орденом Красной Звезды.
Старейший русский военный журнал "Морской сборник" выходит и в настоящее время, принося большую пользу российскому флоту. В нашей стране нет другого журнала, который, не взирая на крутые повороты истории, непрерывно выходил на протяжении 160 лет.
Источник: Министерство обороны Российской Федерации По информации: Служба информации и общественных связей ВМФ РФ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЕННО-МОРСКИХ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ УЧИЛИЩ ЗАКРЫТОГО ТИПА В СИСТЕМЕ НАРКОМВОЕНМОРФЛОТА
В целях повышения качества подготовки кадров для комплектования военно-морских училищ Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
1. Разрешить Наркомвоенморфлоту вместо специальных военно-морских средних школ организовать три военно-морских подготовительных училища закрытого типа, из них:
в г. Ленинграде училище с контингентом учащихся в 1200 человек; в г. Горьком училище с контингентом учащихся в 600 человек; в г. Владивостоке училище с контингентом учащихся в 600 человек.
Организацию военно-морских подготовительных училищ провести до 15 июля 1944 года.
2. Обязать Наркомпросы РСФСР, Узбекской ССР и Киргизской ССР расформировать специальные военно-морские средние школы и передать до 1 июля 1944 года Наркомвоенморфлоту переменный и постоянный состав указанных школ, а также учебное имущество и все ассигнования на 1944 год.
3. Установить, что военно-морские подготовительные училища являются закрытыми учебными заведениями с трехгодичным сроком обучения, готовящие кадры с законченным средним образованием для комплектования военно-морских училищ. Учебные планы и программы для военно-морских подготовительных училищ по военным дисциплинам утверждаются Наркомвоенморфлотом, а по общеобразовательным предметам утверждаются Наркомвоенморфлотом совместно с Наркомпросом РСФСР. Курсанты, окончившие военно-морские подготовительные училища, принимаются в соответствующие военно-морские училища без экзамена.
4. Утвердить следующий порядок комплектования военно-морских подготовительных училищ курсантским, преподавательским и командным составом:
а) курсантским составом военно-морские подготовительные училища комплектуются в добровольном порядке из числа учащихся мужского пола в возрасте 15 - 16 лет, успешно окончивших 7-летние школы или 7 классов средних школ, а также из числа учащихся 8 - 9 классов средних школ, отвечающих по состоянию здоровья условиям приема в военно-морские училища. При приеме в военно-морские подготовительные училища предпочтение отдается сыновьям офицерского состава Военно-Морского Флота и Красной Армии;
б) преподавательским составом военно-морские подготовительные училища комплектуются через Наркомпрос из числа лучших преподавателей с высшим педагогическим образованием, преимущественно из офицеров запаса;
в) на командные должности в военно-морские подготовительные училища назначаются лица офицерского состава преимущественно из числа участников Отечественной войны;
г) старшинский состав военно-морских подготовительных училищ назначается из числа курсантов, имеющих отличные оценки по учебе и дисциплине.
5. Разрешить Наркомвоенморфлоту исключать курсантов из военно-морских подготовительных училищ за плохую успеваемость или плохое поведение.
6. Установить, что внутренний распорядок в военно-морских подготовительных училищах организуется согласно уставам Красной Армии и Военно-Морского Флота и регламентируется специальными планами, утвержденными Народным Комиссаром Военно-Морского Флота.
7. Разрешить Наркомвоенморфлоту содержать военно-морские подготовительные училища за счет его сметы на общих основаниях с военно-морскими училищами.
8. Установить денежное содержание курсантов и старшинского состава военно-морских подготовительных училищ в размере, установленном для рядового и старшинского состава срочной службы, и обеспечивать видами довольствия на равных основаниях с соответствующими военно-морскими училищами.
9. Обязать Ленинградский и Горьковский облисполкомы и Приморский крайисполком предоставить Наркомвоенморфлоту к 1 июля 1944 года для размещения военно-морских подготовительных училищ необходимые учебные и жилые помещения в Ленинграде, Горьком и Владивостоке.
10. Постановление Совнаркома СССР от 22 июля 1940 г. N 1316 "Об организации специальных военно-морских средних школ" считать утратившим силу.
Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР И.СТАЛИН Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР Я.ЧАДАЕВ
Саня так держать, Спасибо братишка за историю))) "...снова бури припятствия штормы ветер треплет просоленный флаг только буквы вдоль борта упорно АДМИРАЛ ПАНТЕЛЕЕВ ГОРЯТ..."
Военно-морская академия им. Адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова
Возобновлена деятельность Морской академии в Петрограде. В академию принято 17 слушателей. Ее начальником назначен Н. Л. Кладо. Ныне это Военно-морская академия им. Адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова.
Военно-морская академия им. Адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова является одним из старейших военно-учебных заведений России. Она основана 10 февраля (29 января) 1827 г. За годы своего существования академия прошла путь от небольшого офицерского класса при Морском кадетском корпусе до крупнейшего учебного заведения по подготовке офицерских кадров высшей квалификации и научного центра Военно-морского флота РФ.