Меню
     Мини-чат
200
     Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 107
     Часы
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Дончанин 
Форум » ГОРОДА ГЕРОИ ОВЕЯННЫЕ МОРСКОЙ СЛАВОЙ » ГОРОД ГЕРОЙ МУРМАНСК » ДЕЙСТВИЯ СЕВЕРНОГО ФЛОТА НА МОРСКИХ КОММУНИКАЦИЯХ ПРОТИВНИКА
ДЕЙСТВИЯ СЕВЕРНОГО ФЛОТА НА МОРСКИХ КОММУНИКАЦИЯХ ПРОТИВНИКА
ДончанинДата: Суббота, 28-Май-2011, 17:03 | Сообщение # 1
Кап. 2 ранг
Группа: КОМАНДИР КОРАБЛЯ
Сообщений: 114
Награды: 10
За 50 постов
Репутация: 17
Статус: Offline


ДЕЙСТВИЯ СЕВЕРНОГО ФЛОТА НА МОРСКИХ КОММУНИКАЦИЯХ ПРОТИВНИКА


По материалам: http://www.otvoyna.ru/sfsssr.htm


Ударами по морским коммуникациям противника Северный флот срывал воинские перевозки. В результате Германия стала испытывать острую нехватку железа и никеля, вывозимых из Северной Норвегии, а войска, действовавшие на мурманском направлении, зачастую лишались подкрепления, недополучали различные виды снабжения. Нарушение морских сообщений противника в отдельные периоды войны становилось одной из главных задач Северного флота.

Боевое применение сил флота по нарушению морских коммуникаций противника включало в себя:
1) разведку морских коммуникаций;
2) уничтожение конвоев и одиночных транспортов на переходе морем;
3) удары по пунктам формирования и назначения конвоев;
4) постановку активных минных заграждений.

В 1941 г. для действий на морских сообщениях флот мог выделить лишь подводные лодки. Надводные корабли и авиация использовались главным образом для содействия сухопутным войскам. Для уничтожения транспортов на переходе в море они привлекались эпизодически. Действия подводных лодок Северного флота на морских сообщениях противника в 1941 г. были весьма успешными. Подводные лодки, находясь в море, не ожидали, когда вражеские корабли пройдут через их позиции, а сами выходили на поиск и уничтожали их.

12 сентября большая подводная лодка К-2 (командир капитан 3 ранга В.П. Уткин) впервые на Севере успешно применила для атаки артиллерийское оружие. На борту К-2 находился командир дивизиона подводных лодок капитан 2 ранга М.И. Гаджиев – опытный подводник, инициативный и храбрый офицер. Поставив минное заграждение у входа в один из фьордов, К-2 осталась на позиции для обнаружения и уничтожения транспортов противника. 12 сентября подводная лодка обнаружила транспорт водоизмещением 5-6 тыс. тонн. Убедившись в невозможности атаки торпедами, Гаджиев предложил командиру атаковать судно артиллерией. Всплыв в надводное положение, лодка с дистанции 45 каб. открыла по судну огонь из 100-мм орудия. Атака была предпринята в непосредственной близости от вражеского берега (50-60 каб.) в видимости его наблюдательных постов.

Но риск был обоснованным – береговых батарей в этом районе не замечено, боевых кораблей поблизости не было. Получив несколько прямых попаданий, транспорт потерял управление и, погружаясь кормой в воду, резко повернул в сторону берега. В то же время появился гидросамолет, идущий курсом на подводную лодку. Через минуту, когда она была уже на перископной глубине, около нее раздался взрыв бомб, сброшенных, по-видимому, самолетом, но никаких повреждений лодка не получила. Когда К-2 входила в базу, капитан 2 ранга Гаджиев одобрил предложение командира минно-артиллерийской боевой части лодки лейтенанта З.М. Арванова произвести холостой выстрел из орудия – салют в честь этой победы. Так было положено начало традиции подводников Северного флота при входе в базу количеством орудийных выстрелов извещать о числе потопленных транспортов и кораблей.
Прикрепления: 8147851.jpg(31Kb)
 
ДончанинДата: Суббота, 28-Май-2011, 17:09 | Сообщение # 2
Кап. 2 ранг
Группа: КОМАНДИР КОРАБЛЯ
Сообщений: 114
Награды: 10
За 50 постов
Репутация: 17
Статус: Offline
В декабре 1941 г. первый боевой поход в море совершала подводная лодка К-3, на которой находился М.И. Гаджиев. Она успешно поставила мины и действовала на позиции к западу от мыса Нордкап. 3 декабря К-3 обнаружила большой транспорт в охранении сторожевого корабля и двух катеров и потопила его двумя торпедами. Корабли охранения начали бомбить подводную лодку. Бомбы рвались близко и причинили корпусу повреждения. При попытке уйти от места бомбежки подводная лодка несколько раз ударилась о грунт. Были повреждены топливные цистерны, начал выделяться соляр, демаскируя место лодки. Корабли противника настойчиво преследовали ее. Находясь в 17 милях от порта Гаммерфест, они вызвали противолодочные корабли. Когда на горизонте появилось несколько кораблей, было решено, не дожидаясь, когда вражеские корабли соединятся, всплыть и, ведя артиллерийский огонь в надводном положении, прорваться дальше в море. К-3 всплыла и открыла огонь по кораблям. В течение 7 минут были потоплены сторожевой корабль и катер, второй катер поспешно отошел к берегу.

Так же эффективно действовали почти все подводные лодки Северного флота. В начале 1942 г. подводные лодки К-22, Д-3, М-171, М-174 были преобразованы в гвардейские, подводные лодки Щ-402, Щ-422, М-172 получили это почетное звание в 1943 г., а С-56 – в 1945 г.

С наступлением темных ночей на поиски транспортов противника к его берегам начали выходить торпедные катера. В сентябре торпедный катер ТКА-12 под командованием лейтенанта А.О. Шабалина прорвался к охраняемому транспорту противника и потопил его. Уклоняясь от преследования кораблей охранения, катер не пошел в море, а, уменьшив ход, чтобы большой белый бурун не демаскировал его, отошел к вражескому берегу. Хладнокровный и расчетливый в бою, A.О. Шабалин и в дальнейшем неоднократно применял подобный прием. Обнаружив вражеский конвой, он не устремлялся немедленно в атаку, а, сближаясь с противником, изучал, где меньше кораблей охранения, в каком направлении лучше выйти для атаки на дистанцию залпа. Нередко он атаковал со стороны вражеского берега и почти всегда добивался успеха. Этот эффективный тактический прием нашел широкое применение на Северном флоте.

В 1942 г. в основном из-за большой минной опасности нами было потеряно девять подводных лодок. В мае 1942 г. подводная лодка К-23 под командованием капитана 3 ранга Л.С. Потапова (обеспечивающий капитан 2 ранга М.И. Гаджиев) после охранения союзных конвоев перешла к норвежскому берегу для действий против транспортных судов противника. Днем 12 мая она передала радиограмму о том, что потопила торпедами транспорт и артиллерией два сторожевых корабля, имеет повреждение от артиллерийского огня и отходит на восток. На запросы лодка больше не отвечала. Сличив данные противника с донесениями подводной лодки, установили, что К-23, потопив транспорт, подверглась длительному преследованию, в результате которого были повреждены топливные цистерны, и место лодки демаскировалось. Всплыв в надводное положение, К-23 вела бой с двумя сторожевыми кораблями и потопила их, но и сама получила повреждение прочного корпуса и главных двигателей, так что могла идти только в надводном положении. На поиски подводной лодки немцы выслали самолеты Ю-88. Один из них атаковал лодку, после чего она затонула. Вместе с экипажем погиб и командир дивизиона капитан 2 ранга М.И. Гаджиев. За боевые подвиги, воинское мастерство и отвагу ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
 
ДончанинДата: Суббота, 28-Май-2011, 17:10 | Сообщение # 3
Кап. 2 ранг
Группа: КОМАНДИР КОРАБЛЯ
Сообщений: 114
Награды: 10
За 50 постов
Репутация: 17
Статус: Offline
В конце 1943 г. военно-воздушные силы Северного флота окончательно завоевали господство в воздухе. Это дало возможность командованию флота одновременно с защитой своих морских сообщений выделить значительные силы авиации для постоянных действий на морских сообщениях противника. В отдельные периоды (полярный день) действия авиации на коммуникациях противника занимали ведущее место. В 1943 г. авиация Северного флота потопила и повредила 61 транспорт общим тоннажем 186 тыс. тонн, 2 вспомогательных судна и 5 боевых кораблей (2 сторожевых корабля, тральщик, минный заградитель и сторожевой катер).

Мужественно и самоотверженно действовали экипажи торпедоносцев. 14 января 1943 г. в районе Вардё был обнаружен вражеский конвой в составе пяти транспортов и нескольких кораблей охранения. В воздух поднялись самолеты, ведомые капитанами В.Н. Киселевым и А.А. Баштырковым. У Баштыркова это был 106-й вылет. Обнаружив конвой, самолеты легли на боевой курс. Когда до транспортов оставалось 400-500 м, торпеды отделились от самолетов и устремились к цели. В этот момент машина Баштыркова загорелась. Предвидя неизбежную смерть, он сообщил по радио: «Самолет горит, пикирую на транспорт». В результате атаки гитлеровцы потеряли два транспорта. Капитану А.А. Баштыркову и стрелку-радисту сержанту В.Н. Гаврилову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Противостоя крупным силам противника, флот за годы Великой Отечественной войны уничтожил 628 и повредил 237 боевых кораблей и транспортов, 1308 самолетов врага. Была обеспечена проводка 76 союзных конвоев с 1463 транспортами и 1152 кораблями охранения. По внутренним коммуникациям Ледовитого океана было проведено 1548 конвоев. Соединениями и частями флота, действовавшими на сухопутном фронте, истреблены десятки тысяч фашистских солдат и офицеров.
 
Форум » ГОРОДА ГЕРОИ ОВЕЯННЫЕ МОРСКОЙ СЛАВОЙ » ГОРОД ГЕРОЙ МУРМАНСК » ДЕЙСТВИЯ СЕВЕРНОГО ФЛОТА НА МОРСКИХ КОММУНИКАЦИЯХ ПРОТИВНИКА
Страница 1 из 11
Поиск:
     Минипрофиль
Привет, Балласт

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
     Поиск
     Статистика
Design by TeSaKDiAbLo© 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz